Дворец Белосельских-Белозерских

Адрес:

Невский проспект, 41-42

История этого дворца началась с того, что в конце 18 века княгиней рода Белосельских был куплен дом Нарышкина, который находился на этом месте. Взамен снесенного нарышкинского дома архитектором Ф.Демерцовым строится скромный, в три этажа дворец в стиле классицизма.

В первой половине 19 века один из наследников фамилии – князь Э.Белосельский-Белозерский – решает перестроить дворец в растреллевском стиле. Выполнить это княжеское поручение предстояло архитектору А.

Штакеншнейдеру, который перестроил дворец в барочном стиле. Кроме перестройки основных фасадных корпусов, строятся новые флигеля, меняется внутреннее наполнение интерьера.

К оформлению дворца был привлечен скульптор Д.Иенсен, выполнивший скульптурные изваяния атлантов и кариатид. 

Внутреннее великолепие начиналось с парадной лестницы, вдоль которой  были расположены кариатиды с позолоченными канделябрами, а ажурная решетка перил состояла из инициальных вензелей  владельцев.

Роскошные мраморные камины с рельефными узорами, затянутые шелком стены, позолоченные рамы зеркал, стеновые живописные панно, картинные галереи, лепнина и мебель – все было выполнено по высшему разряду, соответствовавшему той эпохе.

Названия анфиладных залов второго этажа говорят сами за себя: Дубовый (ранее использовался как библиотека, затем в качестве малого концертного зала), Зеркальный он же бальный, Театральный; Бежевая, Зеленая и Золотая Малиновая гостиные, Парадная столовая и прочее-прочее.

Однако, князь, сделавший архитектурный заказ, до его воплощения не дожил. А его вдова, повторно выйдя замуж и  переехав на Литейный, использовала отстроенный дворец на Невском для организации в нем светских вечеринок и балов. Эти светские рауты частенько посещала царская семья Александра Третьего, обитающая в Аничковом дворце. Пока императрица танцевала (а танцевала она до ухода последнего музыканта), император отлично проводил время, играя в вист. Вечера, проходящие в этом дворце, по размаху и роскоши были сравнимы с императорскими балами Зимнего дворца.

В концертном зале дворца звучала музыка Ференца Листа и Антона Рубинштейна в авторском исполнении. А послушать их приходил сам П.Чайковский. Белосельские-Белозерские любили и ценили музыку, театр, литературу, коллекционировали живопись, фарфоровые и серебряные изделия.  Их коллекции служили достойным украшением дворцовых залов.

Позже сын создателей дворца —  К.Белосельский — после своей женитьбы поселяется в этом дворцовом особняке, продолжая проводить светские модные вечера. Так продолжалось до 80-хгодов 19 века, пока не случился финансовый крах семейного металлургического бизнеса. Кредитование в государственной структуре не спасло ситуацию, и в погашение долга Дворец Белосельских-Белозерских отошел государству.

В 1884 году дворцу суждено было стать подарком на бракосочетание великого князя СергеяАлександровича и Елизаветы Гессен-Дармштадской (Елизаветы Федоровны). С тех пор у дворца появляется новое название – Сергиевский. Новые владельцы начали осуществлять переделку некоторых дворцовых помещений. Но вскоре супругам пришлось переехать в Москву, где с 1891 года великий князь должен был исполнять обязанности генерал-губернатора.

Однако, в 1905 году Сергей Александрович погибает от руки эсеровского террориста. Елизавета Федоровна в горе ушла в монастырь. Дворец перешел к усыновленному племяннику князя Дмитрию – заядлому автогонщику и наезднику, участнику Олимпиады 1912 года в конных заездах. Дмитрий Павлович известен и как соучастник заговора против Г.Распутина. За участие в убийстве «великого старца» Николай Второй в 1917 году высылает Дмитрия из России.

В период Первой Мировой войны Дмитрий Павлович отдал дворец в распоряжение Англо-Русскоговоенного госпиталя относящегося к Британскому Красному кресту. Закрылся госпиталь только  в январе 1918 года. В национализированном дворце новая власть разместила райком партии. Картины из дворца были перевезены в различные музеи.

С 1992 года дворец занимает «Петербургский культурный центр». Некоторое время в нем находится Музей восковых фигур. Сегодня этот дворец вполне реально посетить с экскурсией по предварительной записи и увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры, узнать о реальных и мистических событиях, связанных с этим дворцом, увидеть фотографии и портреты прежних владельцев. А еще можно посетить концерт или театральную постановку, которые регулярно проводятся в концертном зале этого замечательного дворцового сооружения.

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге – жемчужина, сокрытая в каменных джунглях

Знаете, я люблю гулять по Питеру и наслаждаться прекрасными архитектурными ансамблями, поэтому неудивительно, что в свой выходной я принял решение отправиться во дворец Белосельских-Белозерских. Режим работы этой достопримечательности без проблем позволяет посетить его по выходным и в будни. Вооружившись буклетом с описанием архитектуры, начитавшись мистических историй о таинственном «Районе двойников», я гордым шагом отправился туда.

Как добраться во дворец Белосельских-Белозерских и не потеряться в Санкт-Петербурге?

Чтобы найти эту достопримечательность, не требуется особой подготовки, хотя гостям города стоит ознакомиться с картой метро – нам будет нужна станция «Гостиный Двор». Добравшись до Невского проспекта, я неспешно прогулялся, разглядывая фасады и другие памятные места.

Дойдя до пересечения проспекта с рекой Фонтанкой, оказался на месте – Невский 41: дворец Белосельских-Белозерских. Дорога неспешным шагом заняла около пятнадцати минут, но я этого даже не заметил.

Дворец Белосельских-Белозерских: экскурсии, режим работы… Что ждет посетителя?

Дворец Белосельских-Белозерских, а в особенности экскурсии, имеют удобный для туристов режим работы: с понедельника по воскресенье с 11 до 19 (так что можно подгадать наиболее удобное для себя время), а по вечерам его двери частенько открываются для любителей концертов, которые проводятся здесь время от времени.

Стандартная цена билета для посещения – 200 рублей, но организаторы предоставляют скидки студентам, пенсионерам и школьникам – они могут пройти за символическую плату в 100 рублей. Увы, я не подхожу ни под одну из этих категорий. На входе меня ждала неприятная неожиданность – билеты можно было забронировать заранее на сайте дворца Белосельских-Белозерских. В Санкт-Петербурге онлайн-бронирование набирает популярность, распространившись на подобные заведения, – так что учитывайте эту маленькую хитрость, которая избавит вас от лишних проблем.

И вот я наконец в этом огромном здании, находящемся по адресу Невский 41. Уникальный дворец Белосельских-Белозерских поражает размахом не только снаружи, но и внутри: высокие потолки, скульптуры, удивительная лепнина… Когда экскурсовод начал рассказывать о богатой истории, скрывающейся за этими величественными стенами, я буквально перенесся в прошлое.

Я уверен, вас волнует вопрос, что здесь посмотреть. Помимо залов удивительной красоты, вас здесь ожидают:

  • Музей восковых фигур;
  • Картинная галерея – уникальные картины известнейших художников своего времени;
  • Богатейшая библиотека – здесь собраны старинные рукописи, редчайшие издания и многое другое.

Эмоции, которые я испытал здесь, не передать словами, я словно побывал на балу.

Так что рекомендую вам посетить дворец Белосельских-Белозерских, с режимом работы вы уже знакомы. Считаю, что рассказывать вам обо всех экспонатах не стоит, т. к. намного лучше будет, если вы самостоятельно посетите и насладитесь этим местом.

Дам несколько советов:

  • Если вы хотите пофотографироваться внутри этого строения (или сделать фото экспонатов), то заранее заплатите, чтобы избежать проблем и конфликтов;
  • Если будет возможность, обязательно посетите концерты, которые проходят здесь в Зеркальном зале. Я попал как раз на такое мероприятие и, как сказал ранее, почувствовал, что побывал на балу;
  • Заранее бронируйте билеты – облегчите себе «жизнь» в очереди у входа.

В заключение хочу сказать, что дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге – это поразительное место, которое следует посетить каждому. Удивительная архитектура, экспозиции, концерты – это место обладает всеми достоинствами, которые отвечают запросам даже самого требовательного туриста. Так что не сидите на месте, а быстрым шагом направляйтесь именно сюда!

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца.

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др.

Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец.

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли".Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец.
В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу, частично в особняк на Крестовском острове.
После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Крига .СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009

.

Местоположение: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, пересечение Невского проспекта и набережной реки Фонтанки

Ближайшие станции метро: Маяковская, Гостиный двор

Режим работы, часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, обед — с 14:30 до 15:00.

Контактный телефон: +7-812-315-52-36

Описание Дворца Белосельских-Белозерских:

Дворец Белосельских-Белозерских — памятник архитектуры XIX века. Дворец Белосельских-Белозерских — здание лососевого цвета на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки.

Фасад дворца украшен скульптурами атлантов, держащих над собой стройные колонны. На фотографии дворца ниже можно увидеть красивое его здание.

Фасад дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Фотография с набережной реки Фонтанки.

Строительство дворца на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки развернул русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер в 1846-1848 годах XIX века по заказу князя К.Е. Белосельского-Белозерского. Дворец Белосельских-Белозерских построен в архитектурном стиле русского барокко середины 18 столетия. Фасады дворца выполнены с применением стилистики русского барокко: портики из колонн и пилястр, полукруглые фронтоны, пышные наличники, массивные скульптуры атлантов, на своих руках держащие стройные высокие колонны.

Атланты на фотографии дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

Внутреннее убранство дворца Белосельских-Белозерских покоряет роскошными интерьерами просторных парадных залов, позолоченными люстрами, свисающими изящными гроздями с высоких потолков дворца, широкими лестницами с фигурными решётками перил и большими светлыми окнами с восхитительными видами на Аничков дворец и мост, Невский проспект и Фонтанку.

Интерьеры Золотой гостиной дворца выполнены в стиле рококо, стены гостиной обиты штофом, а над дверьми представлены работы французских живописцев XVIII века.

Стены бывшей Картинной галереи украшают белоснежные статуи одетых женщин.

В конце XIX века дворец поменял название в честь нового хозяина — брату императора Александра III — великого князя Сергея Александровича. Тем самым, здание получило новое название — Сергиевский дворец. За четыре года интерьеры бывшего дворца Белосельских-Белозерских частично подвергались перестройке, но после трагической гибели от рук террористов князя Сергея Александровича интерьеры дворца больше не переделывались вплоть до наших дней.

Фотография интерьера дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

В настоящее время на территории дворца Белосельских-Белозерских (Сергиевского дворца) располагается городской культурный центр, дирекция филиала «Первого канала» в Санкт-Петербурге и другие коммерческие помещения. Дворец Белосельских-Белозерских, наряду с основными достопримечательностями Петербурга притягивает заинтересованные взгляды гостей и жителей города на Неве, во дворце регулярно проводятся экскурсии по парадным залам и интерьерам XIX века. На экскурсии возможно собственными глазами увидеть подлинные интерьеры XIX века гостиных комнат, залов для проведения балов, картиной галереи, парадной столовой и других помещений дворца. Во всех помещениях дворца сохранились зеркала, камины, картины, мебель, светильники середины и конца XIX века. В Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских время от времени проводятся концертные программы.

См. также достопримечательности рядом: Невский проспект, Аничков дворец, Русский музей

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *