В среднем за год теплее всего должно быть на экваторе и близко к нему, где получается больше всего тепла от солнца.

Холоднее всего полярные местности, почти полгода лишенные солнца.

Где на Земле сложнее всего жить?

Но самые большие крайние температуры должны встречаться на юге, в таких местностях, где солнечная жара не умеряется ни ветром, ни влиянием моря.

Самым теплым местом на свете является Массауа на Красном море: там годовая температура, мало колеблясь от зимы к лету, равна в среднем 30°. Но там не бывает такой жары, как в Долине Смерти, в Калифорнии. Эта долина расположена еще далеко от экватора (36°—37° с. ш.) и представляет замкнутую котловину в горах в 130 км длиной, около 13 км шириной и на 67 м ниже уровня моря. Туда почти не проникает ветер, и нет воды, которая смягчала бы солнечное нагревание. Средняя температура лета доходит там до 34°, одного июля — до 39°, а отдельные наблюдавшиеся температуры превышали 50; самая же высокая из них была 56° Ц. Трудно даже представить себе, как должен чувствовать себя человек при подобной температуре в тени!

Это не единственное такое место на земном шаре. В Сахаре, в Судане, в Новом Южном Уэльсе (Австралия) наблюдались неоднократно температуры немногим ниже этой — около 55°. При такой температуре воздуха почва в этих местностях накаливается еще сильнее, и не мудрено, что там в песке можно печь яйца, а ходить по нему босиком — не рекомендуется. В пустынях Центральной Азии наш исследователь Обручев наблюдал температуры на поверхности почвы до 60°—70°.

Что касается холодных мест, то холоднее всего на севере там, где малая влажность и облачность зимой способствует сильному охлаждению от лучеиспускания. На северном полюсе, где нет материка, особенно низких температур, по-видимому, не наблюдается; в северном полушарии «полюсом холода» считается Верхоянск в Якутской республике, где средняя температура января —51°, а крайняя, наблюдавшаяся в январе 1892 г., доходила до —70°. Там, в январе нормальными являются значит, такие морозы, которых в Северной Европе даже и вовсе не бывает. Непривычным человеком они переносятся с большим трудом, и единственно, что еще их облегчает, это сухость воздуха и обычное отсутствие ветра при таких морозах. Сибиряки утверждают, что у них при морозе —30°—40° «теплее», чем в Ленинграде при —20°. Так как ощущение тепла или холода, испытываемое человеком, зависит не от одной температуры, а и от влажности и от ветра, то сибиряки в значительной мере правы.

В последнее время славу «полюса холода» оспаривает Оймякон, лежащий на 63° с. ш., т. е. южнее Верхоянска, также в Якутии. По-видимому, вся обширная область вокруг Верхоянска отличается очень суровыми зимами; в частности, Оймякон лежит в котловине между высокими горными хребтами и представляет очень благоприятные условия для застаивания холодного воздуха, возможно поэтому, что зима там еще холоднее, чем в Верхоянске. Пока там велось еще очень мало наблюдений.

Весьма низкими температурами, по-видимому, должны отличаться внутренние пространства Гренландии, а в южном полушарии — материк Антарктики; но наблюдения в таких местах почти отсутствуют.

Во время экспедиции Берда в Антарктику в 1929—1930 г. он наблюдал наинизшую температуру —72°, 4 по Фаренгейту, т. е. около —57° Ц (28 VII 1929); треть всех дней года имела среднюю температуру —40° и ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Много полезных материалов по этой теме в Википедии: Air Launch to Orbit

Воздушный запуск

Типичная ракета проводит первые несколько секунд, идущих прямо (почти), чтобы выбраться из атмосферы. После этого он почти все время ускоряется до орбитальной скорости. Таким образом, выход из атмосферы, в то время как жесткий (ракета является самой тяжелой в этой точке), на самом деле является лишь очень небольшой частью процесса.

Масса, которую вам нужно будет переносить на более высокую высоту, настолько велика, чтобы превышать мощность самого большого самолета, когда-либо построенного, не говоря уже о воздушном шаре.

Рассмотрим случай StratoLaunch. Они намерены построить авианосце, состоящий из частей от 2 Boeing 747 (в тройку лучших из самых крупных самолетов, имеющихся в продаже: A380, B747 и C5 Galaxy, вероятно, самые большие). Это будет самый большой самолет (в массе, длина крыла и т. Д.), Если он преуспеет.

Даже тогда он может иметь только уменьшенную версию Falcon (исходной полезной нагрузкой должен был быть SpaceX Falcon 9, но с 5 двигателями вместо 9 и сопутствующим снижением нагрузки на топливо / окислитель и, следовательно, массой). Таким образом, самый большой самолет, который еще предстоит построить, может иметь только меньшую версию среднего усилителя.

Основное преимущество запуска воздуха — это не лишняя масса, а скорее ограничения запуска. Если вы запускаете с фиксированного сайта, у вас есть ограниченные возможности запуска для разных орбит и наклонов.

Где на Земле жизни нет

Самолет может теоретически летать туда, где удобно ударить по правому параметру орбиты. (Предполагая, что на взлетно-посадочной полосе имеется достаточно большой взлетно-посадочной полосы, для чего размер транспортного средства Stratolaunch в пределах дальности полета полностью загружен).

В настоящее время есть пример SpaceShip Two от Virgin Galactic, в котором используется носитель белого рыцаря, чья полезная нагрузка на фактическую орбиту (LauncherOne, если они действительно построены) будет в диапазоне 100 килограммов.

Pegasus, запущенный под Локхидом L-1011 (3-х машинный самолет), достигает около 500-1000 килограммов на орбиту.

Было предложено Европейское предложение о запуске орбитальной полезной нагрузки (в диапазоне 200 Кило) с вершины самолета Airbus A300.

Масштабирование, которое потребуется, просто не работает.

Vedant Chandra

Почему до сих пор никто не упоминал о пусковой установке Pegasus?


Michael Kjörling

@VedantChandra Ну, это было упомянуто в комментарии. Обратите внимание, что этот вопрос — год.

Полигоны, космодромы, космопорты

К.Б. ШИНГАРЕВА

Развитие ракетной техники неразрывно связано с созданием стартовых комплексов.

Места на Земле, где живут необычные люди по необычным законам и традициям (+Фото)

За последние 50 лет эти комплексы заметно эволюционировали. Одни к настоящему времени прошли путь от испытательных полигонов для запусков военных ракет до космодромов и космопортов. Другие стали международными полигонами для запусков геофизических и метеорологических ракет.

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта на основе самолета-носителя Ан-225 «Мрия», на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком

Если коснуться терминологии, то в России участки местности, приспособленные для запусков объектов в космическое пространство и оснащенные соответствующим технологическим оборудованием, называют космодромами (в греческом языке дромос означает место для бега). За рубежом обошлись без введения нового слова и все стартовые комплексы долгое время называли полигонами. Правда, с начала 90-х годов заявил о себе еще один термин, а именно космопорт. Его появление связано с интенсивной коммерциализацией космической деятельности. Частные компании сочли доходным заниматься не только разработкой и созданием космических объектов, но и арендой и строительством частных стартовых комплексов. Название было выбрано по аналогии с аэропортами, с тем чтобы сблизить эти термины в сознании потенциального пользователя. Это тем более актуально в связи с организацией в недалеком будущем космических перелетов из одной точки земного шара в другую в течение полутора-двух часов.

Каждый космодром включает технический и стартовый комплексы, а также часть средств командно-измерительного комплекса, средства поиска и спасения, жилой комплекс, вспомогательные службы и системы. При этом космодромы, как правило, имеют несколько технических и стартовых позиций для подготовки и запусков ракетно-космических систем различных классов.

Космодромы должны удовлетворять целому ряду эксплуатационно-технических требований, к которым относят:

— обеспечение высокой надежности пусков и безопасности работ,

— минимальное время подготовки ракетно-космических систем к пуску (серии пусков),

— минимальное количество обслуживающего персонала,

— подготовку к пуску и проведение пуска в любое время года и суток при определенных метеорологических условиях.

Следует иметь в виду, что на космодромах проводятся не только подготовка к пуску и запуск космических объектов, но и экспериментальная отработка отдельных систем, испытания различных видов оборудования, получение некоторых компонентов топлива, подготовка обслуживающего персонала и научно-технических кадров. Таким образом, космодром является своего рода научно-экспериментальным центром ракетно-космической промышленности, а некоторые космодромы выполняют еще и функции производственной базы ракетной техники.

Поскольку затраты как на создание космодромов, так и на их последующую ежегодную эксплуатацию достаточно велики, то свои собственные космодромы имеют немногие государства. Приведенная карта-схема дает представление о географическом расположении космодромов, полигонов и будущих космопортов, а таблицы содержат их координаты, государственную принадлежность и ряд других характеристик. В таблице космодромы приведены в порядке сначала убывания северной широты вплоть до экватора и затем возрастания южной широты. Значения географических координат округлены до полуградуса.

Крупнейшие космодромы находятся в России и США. Кроме того, космодромы имеются у Японии, Китая, Индии, Франции, Италии, Израиля и Бразилии. При этом космодромы Франции (Куру) и Италии (Сан-Марко) переданы под эгиду ООН и являются по статусу международными. За всю историю существования космодромов лишь один из них был полностью демонтирован после ряда лет успешной эксплуатации. Эта участь постигла в 1967 г. французский космодром Хаммагир, располагавшийся в Алжире на границе с Марокко вблизи города Бешар. Имели место случаи консервирования космодромов. Так, в течение ряда лет не использовались космодром Вумера в Австралии, Капустин Яр в России. В настоящее время оба эти космодрома нормально функционируют. Ряд стран (Швеция, Норвегия, Канада, Аргентина, Ирак и др.) пока довольствуется наличием полигонов для запусков как военных, так и геофизических и метеорологических ракет.

Мыс Канаверал. Запуск ракеты со спутником

На выбор места для строительства технической и стартовой позиции космодрома влияют рельеф местности, гидрогеологические условия района, структура грунта и др. Обычно стараются выбрать равнинный участок местности, что удешевляет строительство шоссейных и железных дорог, а также аэродромов. При этом упрощается задача наблюдения за пуском ракет. Прочность грунта и состояние грунтовых вод должны позволять возведение зданий и сооружений с учетом допустимых нагрузок и строительство заглубленных сооружений. Существенными факторами являются климатические и метеорологические условия расположения космодрома (среднегодовая температура воздуха, влажность, количество безоблачных дней в году и др.), которые в значительной степени определяют его технические возможности, влияют на надежность работы его наземных систем, а также на характер зданий и сооружений. Тяжелые климатические условия — большой перепад температур, высокая влажность, сильные ветры и т. д. — могут существенно усложнить работу оборудования космодрома и заставить применять сложные инженерно-технические решения при его создании и эксплуатации.

Однако наиболее важную роль играют географическое положение, объем национальных и международных космических программ, а также назначение и класс ракетно-космических систем, уровень развития техники и состояния экономики страны, возможности обеспечения надежности и безопасности.

Географическое положение играет такую важную роль в связи с тем, что при пусках современных ракетно-космических систем протяженность запуска может достигать половины длины экватора, что может затрагивать интересы многих государств.

Поэтому задачи решаются комплексно с учетом возможности создания зон отчуждения в местах пусков ракет, падения отрабатываемых ступеней, в пределах участков посадки возвращаемых космических объектов, а также с учетом возможностей размещения наземных станций или кораблей командно-измерительного комплекса вдоль трасс полета. Необходимо также соблюдать условия безопасности на случай аварии ракеты при старте или на активном участке траектории. Одновременно трассы запускаемых с космодрома объектов не должны препятствовать судоходству, воздушным сообщениям и наносить ущерб другим государствам. Иногда на время пусков космических объектов практикуются предупреждения судам и самолетам о недопустимости пребывания в зонах падения отработавших ступеней ракетоносителей.

Географический фактор особенно существен при запуске некоторых типов искусственных спутников Земли, в частности, спутников связи и метеорологических на геостационарные орбиты1. Чем ближе космодром находится к экватору, тем экономичнее вывод космического аппарата на такую орбиту. Более экономичным оказывается также запуск космического аппарата при старте ракеты-носителя в восточном направлении, поскольку в этом случае его скорость складывается со скоростью вращения Земли. В обоих случаях можно выиграть в массе полезной нагрузки, выводимой на орбиту. Кроме того, вблизи экватора легче осуществлять запуски космических аппаратов к другим планетам, так как плоскость орбит их обращения вокруг Солнца почти совпадает с плоскостью экватора Земли.

Однако до настоящего времени лишь два постоянно действующих международных космодрома расположены вблизи экватора.

Это Куру (5° 18’ с. ш.) — бывшая Французская Гвиана, расположенная на берегу Атлантического океана севернее Бразилии, и Сан-Марко (2° 57’ ю. ш.) — бывшая нефтяная платформа у берегов Кении в Индийском океане. Третий космодром — Алкантара (2° 17’ ю. ш.), который находится на севере Бразилии, пока используется этой страной для отладки запусков собственного ракетоносителя2. Здесь следует подчеркнуть, что у всех трех названных космодромов запуск объектов проходит в восточном направлении, а трассы вывода объектов на орбиту пролегают над океанами.

В 1999 г. успешно прошли первые запуски непосредственно с экватора космических аппаратов по программе «Морской старт» с платформы Одиссей, которая в периоды запусков находилась в Тихом океане в районе 154° з. д. После запусков платформа была отбуксирована на базу Лонг Бич у берегов Калифорнии. Сама платформа была изготовлена в Норвегии, переоборудована под стартовую позицию в Выборге (Россия) и затем отбуксирована к берегам Калифорнии.

Учредителями международного проекта «Морской старт» являются Россия, США, Украина и Норвегия

После упомянутых выше двух космодромов ближе всего находится к экватору индийский космодром на острове Шрихарикота (13° 47’ с. ш.). Космодромы Китая (Сичан и Чанчэнцзе), Японии (Утиноура и Танегасима), США (мыс Канаверал во Флориде, о. Уоллопс в Вирджинии и база Ванденберг в Калифорнии), Австралии (Вумера) и Израиля (пустыня Негев) расположились в основном в пределах широтных зон 30°—40° с очень небольшим разбросом. При этом австралийский космодром Вумера является пока единственным крупным космодромом Южного полушария. Что касается российских космодромов (Плесецк3, Капустин Яр, Свободный4), то они сконцентрированы на широтах, близких к 50°. Сюда же относится и Байконур, который Россия арендует у Казахстана. Исключение составляет Плесецк, который находится в Архангельской области и является на сегодняшний день самым северным космодромом мира.

В диапазоне северных широт 60°—70° пока располагаются только ракетные полигоны. Так, Швеция имеет свой полигон для запуска зондирующих ракет в Кируне (67° 53’ с. ш.), Норвегия — полигон Анне (69° 0’ с. ш.) для изучения верхних слоев атмосферы, Россия — военный полигон Ненокса близ Архангельска, который предполагается использовать в будущем для научных запусков переоборудованных конверсионных ракет Военно-Морского Флота. Речь идет о пусках ракет подводных лодок из наземных шахт. Следует отметить, что Норвегия планирует модернизировать свой полигон и приспособить его для запуска спутников массой до 600 кг.

Что касается ракетного полигона Черчилл (58° 47’) в Канаде на берегу Гудзонова залива, то его в настоящее время успешно переоборудуют в космопорт. Одновременно в США на севере создается космопорт на о. Кадьяк (57,5°) у берегов Аляски.

В средних северных широтах ракетные полигоны имеются у Франции — Бискаррос на берегу Атлантического океана, у Италии — Сальто-ди-Куирра на острове Сардиния, у Ирака — Эль-Анбар вблизи Багдада, у США — Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико. В средних южных широтах ракетные полигоны есть у Аргентины — это Чамикаль и у ЮАР — Оверберг вблизи Кейптауна. ЮАР предполагает в ближайшем будущем преобразовать полигон Оверберг в космопорт.

В экваториальной зоне к северу от экватора имеется ракетный полигон США, расположенный на атолле Кваджалейн в Тихом океане и полигон Индии — Тхумба (8° 33’). К югу от экватора находится лишь один ракетный полигон Бразилии — Барейру-ду-Инферну близ города Натал на берегу Атлантического океана.

В настоящее время обсуждается целый ряд проектов о создании космопортов в Австралии и ее окружении. Так, существует проект строительства космопорта на острове Рождества (10° ю. ш.) в Индийском океане, принадлежащем Австралии, в самой Австралии на мысе Йорк (12° ю. ш.) и, наконец, у восточного побережья Австралии вблизи Дарвина на острове Хаммок-Хилл. По проекту с мыса Йорк предполагается запуск российских ракетоносителей типа «Протон». Индонезия выступила с предложением о создании международного космопорта на одном из ее островов.

Если по условиям безопасности техническую и стартовую позиции космодромов целесообразно размещать в малонаселенной местности, вдали от промышленных центров, то по экономическим соображениям более выгодно строить их в индустриальных районах, вблизи заводов ракетно-космической промышленности, что позволяет значительно снизить как стоимость строительства, так и транспортные расходы, связанные с доставкой ступеней ракетоносителей, оборудования и топлива.

Как видим, эти противоречивые требования трудно совместимы. Поэтому выбор местности для строительства космодрома является сложной проблемой, на решение которой оказывают влияние возможности освоения необжитых территорий, строительства там коммуникаций, путей сообщения, линий связи, промышленных предприятий и др.

В качестве перспективных идей рассматриваются идеи создания космодромов воздушного базирования, например, на базе самолета «Мрия», космодрома подводного базирования у берегов Японии, наконец, космопортов на околоземной орбите и на Луне в качестве стартовой площадки для запусков к другим небесным телам с использованием таких преимуществ, как отсутствие атмосферы, уменьшение силы тяжести.

 
Главная » Мир космонавтики

Команды для запуска ракетно-космической системы

Напряжение ожидания пуска РКС нарастает, становится реально ощутимым, почти материальным. В очень глубоком подземном бетонном бункере установлены два перископа, позволяющие наблюдать ракету и пространство вокруг нее. У одного из них находится так называемый «стреляющий», который и будет отдавать команды на запуск РКС. Им является, как правило, командир отдельной инженерно-испытательной части (ОИИЧ), или начальник научно-испытательного управления, или же один из заместителей главного конструктора.

В настоящее время в связи с отсутствием военнослужащих в составе боевого расчета подготовки и пуска на космодроме Байконур функции «стреляющих» выполняют гражданские специалисты.

В руках у «стреляющего» — циклограмма пусковых операций (карточка «стреляющего»), напротив определенных пунктов которой выписаны названия подаваемых им пусковых команд, а также время их подачи и указания, каким хронометром (строго по номеру) пользоваться при данном пуске. Момент пуска просчитывается заранее. Рядом с военным «стреляющим» обычно присутствовал представитель промышленности в должности главного конструктора ракеты-носителя или его заместителя для взаимного контроля правильности и своевременности подачи пусковых команд. Карточка «стреляющего» привязывает все выдаваемые им команды к реальному масштабу времени, вплоть до долей секунды — ошибок или допусков здесь не должно быть. Например, при пуске РКС кЛуне отклонение времени старта от заданного всего лишь на одну секунду дает отклонение от расчетного места прилунения в сотни километров.После объявления 15-минутной готовности к пуску начинается проведение необратимых пусковых операций. «Стреляющий» внимательно осматривает всю ракету и космический корабль, пространство вокруг РКС и стартовую площадку. По громкой связи на СПУ звучит первая пусковая команда: «Ключ на старт!» В гнездо пусковой стойки Ф-337 оператор вставляет ключ со штырьком и поворачивает его. Тем самым включается автоматика подготовки двигательных установок к их запуску.

Этот знаменитый ключ, которым открыл «двери в космос» лейтенант 32-й ОИИЧ Борис Чекунов в 1957 г., прост по исполнению, но имеет солидную «родословную». Место его рождения — Германия, где он впервые был применен на ракетном испытательном полигоне Пенемюнде. Теперь такой ключ в сувенирном исполнении имеется, пожалуй, у каждого из тех, кто десятки лет непосредственно участвовал в работах по подготовке и пуску РКС на космодроме Байконур.Затем пусковые команды следуют в нарастающем темпе. «Протяжка один» — телеметрическая система PH начинает производить опрос датчиков, проверяя исходное состояние бортовых систем. По команде «Продувка» продуваются азотом магистрали подачи керосина и кислорода в камеры сгорания двигательных установок PH. По команде «Ключ на дренаж» открываются все дренажно-предохранительные клапаны кислородных баков ракеты.Поскольку жидкий кислород, заправленный в боковые блоки, центральный блок и блок «И» по двухчасовой готовности к пуску, имел температуру -185°С, то за время дальнейшей подготовки PH к старту он начинает нагреваться и выделять кислородные пары. Если не сбрасывать их в атмосферу, внутренне давление в кислородных баках может превысить допустимое, при котором стенки баков разрушатся, а кислород прольется на поверхность СПУ. Даже при небольшом искрении многочисленных контактов это грозит сильнейшим взрывом и пожаром.

По команде «Наддув» топливные баки PH надду-ваются азотом, что позволяет создать подпор давления в баках горючего (керосина) и окислителя (кислорода) на входе в турбонасосные агрегаты для последующей безостановочной подачи компонентов топлива в камеры сгорания боковых и центрального блоков ракеты-носителя.Наконец, звучит команда «Пуск!», по которой включается система управления PH. Затем следует команда «Протяжка-два», после которой проверяется состояние бортовых систем. Через некоторый промежуток времени поступает команда «Земля-борт». По этой команде от PH отходят заправочная мачта и кабель-мачта, обрывая последние связи с Землей и переводя электропитание системы управления ракеты с наземных на бортовые источники тока (серебряно-цинковые аккумуляторные батареи). В этот же момент включается временной механизм старта PH — теперь время старта РКС будет соответствовать расчетному с точностью до долей секунды.Следует очередная пусковая команда: «Зажигание!» Жидкий кислород и керосин за счет запущенных при помощи пускового горючего турбонасосных агрегатов начинают поступать в камеры сгорания ракетных двигателей.

После срабатывания пи-розажигательных устройств происходит поджиг топливной смеси в камерах сгорания. В этот момент отчетливо видно появление небольшой красноватой вспышки из-под хвостовой части PH.Спустя мгновение вспышка пламени от начавших работу двигателей превращается в ослепительное пламя ярко-багрового цвета. И вот уже лавина дыма и огня заполняет газоотводящий лоток СПУ, нарастает сильный шум, вскоре становящийся непрерывным грохотом работающих двигателей. Вначале они выходят на режим предварительной тяги, затем — на режим промежуточной тяги. Каждый из четырех двига телей боковых блоков PH Р-7А конструкции Сергея Королева развивает тягу у Земли в 108 тонн. Двигатель центрального блока этой PH имеют несколько меньшую тягу (98 тонн), двигатель третьей ступени или ракетного блока «И», запускающегося после окончания работы центрального блока, развивает тягу 30 тонн.

Венчают циклограмму пуска команды «Главная» (главная ступень тяги) и «Подъем!» В этот момент времени ракетные двигатели выходят на режим номинальной тяги — внешне это выражается в том, что окружающий воздух на достаточно большом расстоянии от места старта РКС буквально рвется на части, вибрирует и дрожит. Вибрируют и отдельные части тела человека, находящегося на расстоянии примерно километра. Это расстояние от стартовой позиции №1 до правительственной смотровой веранды измерительного пункта N91 Байконура, на которой располагаются приглашенные высокопоставленные гости. Языки пламени приобретают сине-фиолетовый цвет. Они истекают со сверхзвуковой скоростью, как бы танцуя в оконечностях факелов раскаленных газов, извергаемых из сопел ракетных двигателей. PH буквально «стоит» на этих языках пламени, медленно дви гаясь вверх. Затем она все быстрее набирает скорость…Через 8 секунд PH совершает программный разворот и вскоре исчезает из поля зрения, оставив после себя на большой высоте белый инверсионный след.

7 суровых мест на Земле, где живут люди

Через 120 секунд полета от нее отделяются четыре боковых блока 1-й ступени. Если запуск РКС происходит ранним

утром или поздним вечером, на сумеречном небе после этого становится отчетливо виден «ракетный крест». Этот крест из четырех «боковушек», которые ярко освещаются лучами восходящего или заходящего Солнца, искрится-переливается, как серебряный, и поэтому хорошо заметен даже с большого расстояния.Еще через 20 секунд сбрасывается головной обтекатель с двигательной установкой системы аварийного спасения (если космический корабль был пилотируемым). Следующие 4 минуты будут работать двигатели центрального блока «Ц», а затем запустится последний ракетный блок «И». Через 600 секунд после момента старта КА отделяется от него при помощи пружинного толкателя и выходит на околоземную орбиту.Межпланетные станции выводятся на траекторию полета к цели с опорной промежуточной орбиты. В спускаемом аппарате (СА) пилотируемого корабля сразу же после отделения от блока «И» запускаются часы и глобус, которые точно отслеживают время космического полета и текущее местоположение КА. Останавливаются они в момент контакта СА с земной поверхностью после завершения операций схода с орбиты, спуска и посадки.

Траектория полета КА после отделения 958 , от последней ступени ракеты-носителя представляет собой сложную баллистическую кривую, приближающуюся к дуге эллипса. Основным  фактором, «формирующим» траекторию, является земная гравитация. Поэтому прямолинейное движение в космическом пространстве — большая редкость: попытки направить КА к цели «по кратчайшему расстоянию» приводили бы к неоправданно большому расходу топлива бортовых двигателей.Управление космическими кораблями и комплексами (например, пилотируемый космический корабль — орбитальная станция) подразделяется на баллистическое выполнение навигационных задач и анализ функционирования узлов и агрегатов станции и КА различного назначения. Эти задачи могут выполнить только большие коллективы специалистов, организационно объединенные в Центр управления полетами (ЦУП). «Глаза» и «уши» ЦУПа — наземные, корабельные и самолетные пункты слежения и управления. Для согласования оценок происходящих событий вводится система единого времени, при этом точность отсчета допускает погрешность не более стомиллиардной доли секунды. Окончание полета пилотируемого корабля или любого другого возвращаемого аппарата (означающее завершение сопровождения наземными средствами) происходит в момент посадки; миссии большинства спутников и межпланетных станций завершаются после принятия официального решения об их прекращении. А на космодроме уже готовится к старту новая ракета, которая станет очередной ступенькой на пути человечества в Космос.

 

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *