Сегодня Большой театр во всем блеске предстает перед нами на Театральной площади.

Примерно таким же он был в 1825 году, когда впервые открылся после долгого строительства…

«Можно сказать абсолютно точно, – подтверждает историк Александр Васькин, – что нынешний театр в общих чертах похож на тот первый театр, что выходил фасадом на Театральную площадь. Треугольный фронтон, колонны… К сожалению, это был не последний пожар в истории Большого театра, о чем мы еще расскажем».

К середине XIX века на Театральной площади сложился великолепный архитектурный ансамбль. В этом была заслуга двух выдающихся зодчих – Андрея Михайлова, автора проекта Большого театра, и Осипа Бове, занимавшегося реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Именно по задумке Бове, новое здание театра должно было стать доминантой всей площади. К тому времени ее уже расчистили от болот и мусора, а реку Неглинку, протекавшую через Театральную площадь наискосок, убрали в трубу и спрятали под землю. Воспоминанием о ней осталась улица – Неглинная.

В день открытия нового театра газета «Московские ведомости» написала: «Большой Петровский театр, как феникс из развалин, возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».

Большой театр, Москва

Большой театр — храм российской культуры

В самом центре Москвы на красивой площади расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Гордость всей России – Большой театр – является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами» как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.

История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…

Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который — по месту расположения на площади Петровской — был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.

Большой театр в Москве — одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой.

Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала — 21 метр, длина — 25 метров, ширина — 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном.
И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.

Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.

Название: Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)
Другие названия: Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
Местонахождение: Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)
Создание:

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818—1824 гг., театр — 1821-1824 гг.)
  • 1853 — 1856 гг.:  восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 — 2011 гг.: реконструкция
Архитектор: О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город.

    Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.

  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • «История русской архитектуры» под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова «Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)» . — М.: Стройиздат, 1984. — 272 с., ил.

Здание Большого театра строительство 1824 г. архитекторы Бове, Жилярди и др.

     В составлении проекта здания театра и застройки площади принимали участие лучшие московские архитекторы — Бове, Жилярди и др., а также петербургские мастера, в том числе Андрей Михайлов и Мельников. Принятый в 1821 г. проект строительства Андрея Михайлова послужил основой дальнейшей работы над проектом театра, которая была поручена Бове. Театр, выстроенный в 1824 г., в 1850-х годах сгорел и был перестроен архитектором Кавосом, значительно изменившим первоначальный вид здания.

      Большой театр представлял собой компактный прямоугольный в плане объем с выдвинутым вперед восьмиколонным портиком со стороны площади. На противоположной стороне здания портику отвечал подобный же по ширине выступ, где была лоджия с парными колоннами.

Высота колонн главного портика — 15 м; колонны в лоджии имели в высоту 9,6 м.

      в более высокой, средней, части здания распологаются: входная часть театра с парадными лестницами, главное фойе, пятиярусный зрительный зал и сцена. Боковые, пониженные, части, разделенные на три этажа, отведены для прочих помещений театра.

В этих же частях распологаются и входы в верхние ярусы. Связь каждого из ярусов зрительного зала с главным фойе осуществляется огибающими ярусы широкими полукольцевыми коридорами, откуда две лестницы выводят в фойе.

      Первоначальный облик Большого театра значительно отличался от нынешнего. Портик театра был ионического ордера, стены по бокам портика — гладкие, лишь прорезанные выше цоколя горизонтальными швами рустовки. Средняя, повышенная, часть здания была перекрыта кровлей на четыре ската и иемла по всем фасадам прямой карниз. На главный фасад эта часть выходила глухой стеной с глубокой полуциркульной аркой-нишей в центре. Широкая дуга арки, из глубины которой как бы выносилась вперед колесница Аполлона, намного усиливала образный смысл этой скульптурной группы, венчающей портик театра.

     После пожара архитектор Кавос заменил четырехскатное покрытие двускатным, с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и уничтожив при этом арочную нишу. Он заменил ионический ордер портика сложным и изменил все детали наружной отделки. Переделки Кавоса намного снизили художественные достоинства замечательного произведения Бове — Михайлова, создавших в московском Большом театре один из лучших образцов русской, классической архитектуры.

.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *