Ханский дворец в Бахчисарае.

Ханский дворец (Хан-Сарай) в Бахчисарае совсем не похож на царские дворцы Южного берега. Но тем не менее он очень красив. В нем витает дух эпохи Крымского ханства, национальный колорит крымско-татарского народа.
Расположен Бахчисарайский Ханский дворец на левом берегу речки Чурук-Су. Под зеленью деревьев и черепичными крышами дворца взметнулись в небо граненые стрелы минаретов. Некогда пять раз в день поднимались на них муэдзины и протяжно, нараспев призывали мусульман к намазу — очередной молитве. Звуки их пронзительных голосов, начавшись от дворцовой мечети, плыли по всей долине. Еще с набережной по ту сторону моста, виден северный, ребристый фасад «свитского» корпуса. Четкий ритм ощетинившихся дымоходов, выпирающих из плоскости стены, как будто прислоненных к ней по высоте второго этажа, напоминает не то минареты, не то пики с наколотыми островерхими шапками. И ни одного окна. Такова архитектура этого фасада «свитского» корпуса. Над главными воротами — изображение двух сплетающися змей — герб Гиреев, правителей Крымского ханства.

Площадь, ныне занимаемая дворцом, более 4 гектаров, но во времена Адиль-Сахиб-Гирея она была еще больше. К ограде и западным воротам дворца прилегали как неотъемлемая часть дворцового комплекса сады, давшие имя городу («Бахчисарай» — слово тюркского происхождения, в переводе означает «дворец-сад», или «дворец в саду»). За садами находился дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия глинистого холма было большое городское кладбище. Город громоздился в основном на крутом правом берегу реки; на левом — отлогом — он почтительно отступал к югу и северу от излучины Чурук-Су с ее просторными террасами, занятыми комплексом дворцовых строений. Проходим сквозь арку на обширный двор и взору открывается южный фасад «свитского» корпуса.

Какой контраст! Невысокая двухэтажная галерея — игрушечно легкая. Деревянные, ярко окрашенные колонки так изящны и легки. Справа жилые и парадные постройки: обилие окон, резных деревянных карнизов, балкончиков и галерей придает им легкость. Наружные стены, наличники окон и дверей, расписанные растительным орнаментом, геометрическим рисунком, покрытые каллиграфическими надписями, делают Бахчисарайский Ханский дворец похожим на пестрый восточный ковер. Просторная площадь внутри Ханского дворца утопает в солнечных лучах, зелени, ярких цветах, весело журчит фонтан… А когда-то на дворцовой площади проводились парады, отсюда отправлялись ханские войска в военные походы.
Слева — самое красивое, самое нарядное здание дворцового комплекса — Большая ханская мечеть Хан-Джами, охваченная понизу стрельчатой турецкой аркадой с нечастыми зарешеченными верхними окнами, цветными майоликовыми вставками в простенках, увенчанная стрелами минаретов. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Внутри мечети с трех сторон — хоры (балконы, поддерживаемых колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный — с наружной крутой лестницы. Тип постройки — базиличный: в плане — слегка продолговатый четырехугольник, снаружи — с запада и востока — открытые галереи с аркадами. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу. Тонкие стенки минаретов выложены из штучного камня, скрепленного свинцом, — подобный прием обеспечивает и прочность и упругость кладки. Внутри мечети — никаких украшений, лишь на южной стене высоко над михрабом сияют яркими пятнами цветных стекол два небольших окна, а внизу под ними — окна побольше, с решетками, оплетенными изумрудно-зелеными листьями винограда.

До начала XVI века название «Бахчисарай» не встречается. Московские дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию, а ханский дворец находился первоначально в долине Ашлама-Дере. Однако долина эта со временем стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Решено было обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину. Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей, правивший в 1532–1551 годах, — первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При нем и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось примерно до 1551 года.

Самая древняя и самая замечательная часть дворца — портал Алевиза. Небольшую дубовую дверь, обитую полосами кованого железа, обрамляет пышный резной портал: по обе стороны пилястры с коринфскими капителями, на них покоятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. Над карнизом возвышается полукруглый тимпан с вписанным в него кругом, акротериями по углам карниза и над тимпаном, изображающими некое растение с листьями и цветами аканта, дуба, лотоса, вырастающее из амфоры. Две высеченные по камню и позолоченные надписи украшают портал. Одна из них гласит: «Этот великолепный вход и эти величественные двери сооружены по велению Менгли-Гирей-хана, султана двух материков и хана двух морей…»
Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван — совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. Ханская власть была ограничена могуществом беев (князей); по свидетельству русского посла, «хан без юрта никакого важного дела, о чем между государствами надлежит, учинить не может». У южной стены, в центре, находилось ханское седалище — «трон», покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам «трона» стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета — приближенные хана. Над входной дверью — забранная решеткой узкая галерея, «ханский тайник», откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале.
Переход из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик приятно поражает своей яркостью филигранной росписи стен, выполненной мастером Омером. Посреди беседки устроен мраморный фонтан — чешме. Журчит вода, наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление каскада. Вначале беседка была открытой, но в XIX веке при ремонте ее застеклили, чтобы сохранить от разрушения.

Далее спускаетесь в полутемную Малую мечеть. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене устроена ниша — михраб.

В мечети можно познакомиться с предметами культа — Кораном XVIII века, молельными ковриками. кувшином для омовения рук. При выходе из мечети оказываемся в Фонтанном дворике. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан (Магзуб), сооруженный в 1733 году, в правление хана Каплан-Гирея. На мраморной облицовке — рельефные надписи (дата постройки и изречение из Корана) и растительный орнамент. Утраченная со временем позолота надписей и орнамента была восстановлена во время реставрационных работ 1963 года.

Однако прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсебиль), находящийся в противоположном углу дворика. Этот уникальный памятник архитектуры, созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне. Он завладел двориком, подчинил себе все его пространство. Вероятно, это была последняя и, может быть, единственная настоящая любовь жестокого Крым-Гирея. Ведь это он ранее приказал удушить своих сыновей в возрасте от шести лет и старше, чтобы избавиться от возможных претендентов на престол.

Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад, покинутый им при входе в Зал Совета и Суда. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель, гаремный корпус — все, что осталось от обширного некогда ханского гарема.Здание гарема расположено в глубине парка, на некотором расстоянии от главного дворцового корпуса. Южным торцом гаремный корпус был соединен переходом с Соколиной башней — Тоган-Кулеси. Архитектура Соколиной башни проста и лаконична. На каменную, квадратную в плане, призму посажен с напуском деревянный параллелепипед, высотой она более 15 метров. Деревянная решетка башни была своего клеткой для ханских жен и наложниц — краденных или выменянных, купленных или добытых в разбойничьих набегах. Невидимые снизу, они могли наблюдать через решетку приезды гостей, приношение послами даров, ханские службы, приготовления войск. В нижней части башни держали соколов для ханской охоты, из-за чего она и получила свое название.

Лучший и наиболее оригинальный интерьер Ханского дворца в Бахчисарае — гостиная хана. Она же — Фруктовая беседка или Золотой кабинет. Двадцать четыре разноцветных окна двумя ярусами заливают с трех сторон небольшую комнату золотисто-малиновым светом. Четвертая стена глухая, здесь шкафы для посуды, камин и дверь. У стен под окнами обитые бархатом диваны. Всюду на стенах роспись, на уровне глаз — лепные алебастровые вазы с яблоками, грушами, персиками, с деревянного резного с позолотой потолка свисает хрустальная люстра. Под карнизом опоясывает гостиную арабская вязь превосходных эпитетов: "краса крымского престола", "родник кротости и великодушия", "тень милости аллаха".

Бахчисарайский дворец — это не только парадно-административный ансамбль, но и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено по возможности все необходимое для жизни. Собственно дворец — жилище властителя — был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди с запада, гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны — Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев, за ним — разные служебные постройки, конюшни. Слева от наружных дворцовых ворот — во втором этаже — помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем — лавки, выходившие на улицу. Помещения для стражи соседствовали с ханской мечетью.На надгробии Крым-Гирея, самом большом и богатом на ханском кладбище, примечательна надпись: "…война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана". Он умер во время неудачного похода на стороне Турции, объявившей России войну в 1768 году. По словам историка, это был последний хан, "сколько-нибудь серьезно смотревший на свое властное положение", поддерживая престиж сана, который он носил. С его смертью наступила и политическая смерть Крымского ханства.
Фондовые коллекции ханского дворца включают коллекцию монет, изделий из дерева, ткани, одежду, металлическую посуду, ковры — иранские, турецкие, крымские. Коллекция оружия — сабли, ятаганы, кинжалы, отделанные золотом и серебром. Коллекция книг на арабском, персидском и древнееврейском языках. С 2003 года ведется подготовка к включению комплекса Ханского дворца в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться. Адрес: 298405, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Речная,133. Телефон для справок: (06554) 4-77-93, +7 978 7013844, +7 978 8354851 Найти Ханский Бахчисарайский дворец очень легко. Нужно заехать в Бахчисарай через кольцо со стороны Симферополя. Буквально сразу указатель перед поворотом налево: Ханский дворец, Свято-Успенский монастырь. На авто по объездной 3 мин, выезжаете на главную Старого города и налево. Еще 2 мин. Машину лучше поставить чуть раньше — за 50 м (стоянка в летний период платная). Комплекс Ханского дворца со всеми выставками:

взрослые 500 руб., учащиеся 250 руб.
Координаты GPS: 44°44’52″N 33°52’55″E

На главную
Достопримечательности Крыма
Путешествуем по Крыму
Отдых в Крыму
Города Крыма
Ваши истории, отзывы
Контакты

Ханский дворец в Бахчисарае — не просто ещё одна культурно-историческая достопримечательность Крыма. Это — уникальный образец крымско-татарского дворцового искусства. Подобного архитектурного шедевра в мире больше нет.

Описание

Точная дата строительства Бахчисарайского Ханского Дворца неизвестна. Временем его постройки в принято считать конец 15 или начало 16 в. Здание бывшей ханской резиденции строились иностранными архитекторами и мастерами. Известно, что использовался труд невольников.

Нынешний облик дворца существенно отличается от его первоначального вида. В 1736 году его сожгли войска генерал-фельдмаршала Миниха. Это было далеко не единственное разрушение в жизни дворца. Он отстраивался множество раз заново, постепенно теряя былое великолепие. А последний крымский хан, Шагин-Гирей, уезжая из Крыма, взял с собой лучшие детали внутреннего убранства дворца.

Многочисленные ремонты и «реставрации», проводимые по случаю приезда в Бахчисарай российских императоров, внесли свою лепту: к 60-м годам прошлого века здание было искажено и изменено. Один вид его навевал тоску, о чём с горечью пели поэты былых времён.

Масштабной реставрации дворец была подвергся во второй половине 20-го столетия. После ремонта он стал центральной частью Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.

Ханский дворец представляет собой ансамбль из нескольких корпусов, сохранившейся части гарема, Соколиной башни (предание гласит, что прежде в ней держали охотничьих соколов), большой ханской мечети Биюк-хан-джами (1740 г.), мезарлыка (фамильного кладбища Гиреев), мавзолея жены жестокого Шагин-Гирея), а также знаменитого дворика с Золотым фонтаном 1733 года постройки и Фонтаном слёз «Сельсебийль» (1764 г). Сельсебийлем в Коране назывался райский источник, поивший души павших за Коран. Дворец воплощал собой настоящий мусульманский рай на земле.

За века существования дворцового комплекса, его навещали многие известные личности. Среди них поэт А.С.

Пушкин и императрица российская Екатерина II. Каждый из таких визитов оставил след в истории Ханского дворца и принёс некую частичку в его атмосферу. 

При музее можно приобрести недорогие сувениры в подарок близким или на память себе.

Практическая информация

Часы работы: с 9:00 и до 17:30. В холодное время года музей может работать по сокращённому дню.

Адрес: Крым, Бахчисарай, ул. Речная, д. 133.

Официальный сайт: http://handvorec.ru/

Телефон: (36554) 5 08 05

0-0

Добавить отзыв

Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец (Хан-Сарай) — крупный памятник эпохи Крымского ханства в Бахчисарае, существовавшего с 1443 по 1783 год, бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения. Построен в ущелье реки Чурук-су, протекающей в южной части города.

Точная дата строительства дворца неизвестна, но все исследователи считают, что оно было завершено в правление хана Адиль-Сахиб-Гирея, который правил с 1532 до 1551 г.

Адиль-Сахиб-Гирей — первый хан, при котором упоминается название Бахчисарай, как место пребывания правителя. Этого хана называли строителем. Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га. К ограде и Западным воротам дворца прилегали, как неотъёмлемая часть дворцового комплекса сады, давшие название городу. В переводе с крымскотатарского Бахчисарай — «дворец-сад» или «дворец в саду».

Лёгкая «киосковая» архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача — создать прохладу в летний день, но при этом они «впускают» сад через цветные стекла окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле — Топкапи, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 г. Этот дворец, ныне превращенный в музей, состоит из множества зданий и киосков, соединенных арками и группирующих вокруг четырех основных дворов. К этому времени турки-османы к своим прежним малоазийским, сельджукским традициям прибавили ряд византийских строительных приёмов, а также, в соответствии с духом времени, освоили элементы европейского Ренессанса и барокко; мотивы этого нового «османского» искусства и легли в основу компоновки и декорировки построек Бахчисарайского дворца. Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметно влияние арабо-персидского и турецкого стилей. При восстановлении дворца после пожара 1736 г. (когда войска Миниха взяли Бахчисарай), по свидетельству Ф. Бруна, «Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики». Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и её спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах».

Правда, от XVI в. сохранилось не так много Зал Совета и Суда, Малая и Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза. Остальные постройки осуществлены после пожара.

К разрушениям, произведенным временем, следует добавить печальную историю ремонтов ханского дворца. Потемкин, строивший планы путешествия императрицы в Крым с непременным посещением «Таврической Альгамбры», уже в 1783 г. отдает приказание: «Ханский дворец привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все построено». Ремонт производился в течение трех лет лицами, не очень сведущими в особенностях восточной архитектуры; в результате произошло «смешение стилей азиатского с европейским».

Сохранившийся иллюстративный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 г., свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей (Персидский дворец, от которого осталась только Соколиная башня, Гарем — всего один корпус, кухонное помещение и т. д.).

Ханский дворец — музей истории и культуры крымских татар

Предыстория музея восходит к 1783 г., когда Ханский дворец перешел в ведение Министерства внутренних дел Российской империи и содержался за счет казначейства под непосредственным наблюдением таврического губернатора. Охраняла дворец «инвалидная команда» и полицмейстер.

Ханский дворец — высшее достижение татарского зодчества в Крыму — претерпел несколько реставраций. С 1783 по 1787 г. к приезду Екатерины II его отремонтировали, нанеся немалый урон из-за грубых и бесцеремонных переделок, ничего общего не имеющих с татарским стилем.

Бахчисарайский дворец по высочайшему повелению был подчинен гофинтендантской конторе, и на ремонт дворца в 1798 г. было отпущено 8106 руб. 90 коп., а на содержание его, по требованию местного полицмейстера, 887 руб. 85 коп. Что же касается переделок во дворце, то они были поручены предводителю дворянства Акмечетского уезда Астрафию Нотара.

Следующий капитальный ремонт проводился в 1822 г. под руководством архитектора Колодина при сотрудничестве бахчисарайского грека Михаила Кладо. Однако назначенная Новороссийским генерал-губернатором Воронцовым ревизия обнаружила много неточностей и злоупотреблений. В результате архитектор Колодин был заменен архитектором Эльсоном, который проработал над починкой дворца шесть лет. Следующий ремонт производился в 1837 г. и в 1845 г., наблюдал за производством работ караимский гахам Сима Бобович. К 1845 г. относится исчезновение из дворца мраморных полов и великолепных люстр венецианской работы.

Во время Севастопольской обороны 1854–1856 гг. Бахчисарайский дворец был превращен в военный госпиталь.

Сюда везли раненых бойцов из осажденного Севастополя. За это время дворец очень пострадал. По свидетельству очевидца Берга, «исчезли мавританские рогожи, мраморные столы, хитрые разукрашенные зеркала, фарфоровые шандалы, хрустальные люстры». Большие ремонты производились в 1858–1892 гг. По докладу Таврического губернатора последовали два высочайших повеления об исправлении древней ханской мечети, ханских усыпальниц, набережной Чурук-Су. Министерство внутренних дел настаивало чтобы реставрация производилась при содействии Археологической комиссии, для обеспечения этому древнему памятнику «исторической неприкосновенности». Однако Академия художеств решила, что значение этого памятника весьма не высоко, и вопрос о полной реставрации отпал. И все же археологическая комиссия 28 мая 1897 г. испросила у Министерства внутренних дел 15 000 руб. на безотлагательный ремонт дворца. К 1908 г. было принято решение о создании музея при Дворце. Ханский дворец был открыт для посещения научных работников, художников, а также для отдыха приезжающих в Бахчисарай государственных лиц. Достаточно сказать, что после пребывания в нем Екатерины II ханский дворец посетили почти все русские цари и великие князья, известные путешественники, художники, поэты.

Организации музея помешала Первая империалистическая война, а затем революция 1917 г. Однако с победой революции встал вопрос о создании музея крымскотатарской культуры. Организации музея предшествовала большая подготовительная работа Усеина Боданинского, художника, археолога, общественного деятеля. У. Боданинский разработал проект основания музея, обязанности, которые должен выполнять директор дворца, составил смету по управлению Бахчисарайским ханским дворцом и национальным татарским музеем.

Музей был основан 4 октября по старому стилю, 17 октября по новому стилю 1917 г. приказом № 57 таврического Губернского комиссара Временного Российского правительства. 3 ноября 1917 г. торжественно был открыт целый ряд татарских национальных культурно-просветительных учреждений:

национальный музей (дарула-мугаллима), учительская семинария имени Исмаила бека Гаспринского, художественно-промышленное училище и реформированное на европейский лад в духовную академию Зинджирли-медресе. В 1925 г. музей участвовал в международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности. В Париже демонстрировался 771 экспонат крымскотатарского декоративно-прикладного искусства.

Вышивкам была присуждена бронзовая медаль.

При основании музея в нем было всего 10 сотрудников: Среднее количество посетителей составляло 15 человек в день. Сейчас это один из самых популярных музеев Крыма. Штат его составляет около ста человек. В 1991 году музей был преобразован в государственный историко-культурный заповедник, в который входят: Дворец-музей, музей археологии и «пещерных городов» (на правах филиалов), литературно-художественный музей, музей И. Гаспринского, а также отделы фондов учета и охраны памятников.

К полномасштабной реставрации дворца обратились лишь в 60-е гг. XX в. Перед реставраторами стояла задача проследить все этапы переделок, выявить и закрепить те старые элементы архитектуры и росписей, которые еще сохранились, не уничтожая при этом и более поздних декоративных элементов. В итоге был освобожден от красочных наслоений знаменитый резной Портал Алевиза, воссоздан первоначальный вид Ханской канцелярии, отреставрированы потолки Зала Совета и Суда, выявлены росписи XVIII в. на стенах Ханской потайной ложи (в мечети). В Летней беседке расчищены и закреплены росписи мастера Омера, воссоздана первоначальная отделка, отреставрирован Фонтанный дворик. В ряде мест подверглась реставрации и наружная раскраска стен.

Описание дворцового комплекса

Несомненно, Хан-Сарай — бывший ханский дворец — был и остается самой выдающейся исторической достопримечательностью города. В летнее время один за другим подходят к нему автобусы, и толпы туристов устремляются к арке, украшенной резным изображением двух сплетающихся змей, вернее драконов или саламандр. Перед нами тяжелые деревянные массивные ворота, обитые кованым железом. Над северными воротами (когда-то было четыре входа во дворец), возвышается пёстро расписанная, сверкающая цветными стеклами окон башня, венчающая парадный вход в ханский дворец.

Слева от входа, перед мостом, стоит «Екатерининская верста» с надписью «лета 1787 года», установленная в честь прибытия в Бахчисарай русской императрицы.

Если пройти налево от дворца, перейдя мост, за углом посольского здания, увидим вход в главную дворцовую мечеть, который во времена Гиреев предназначался для простолюдинов. Над домиком муфтия, скрытый от посетителей дворца, находится фонтан для омовения — нартекс. В мечети с 1990-х годов вновь служат пятничный намаз.

Но вернёмся к главному входу в Ханский дворец.

Дворцовая площадь

Перед нами широкий, залитый солнцем двор. Во времена Гиреев это была пустая, без вымостки, ничем не засаженная площадь. На ней хан собирал и напутствовал военачальников перед очередным военным походом. Здесь встречали послов, гостей, которые оставляли тут слуг и оружие перед тем, как предстать перед владыкой.

Двор окружают постройки, как принято на Востоке: парадные помещения и жилые покои группировались вокруг нескольких дворов — парадного и внутренних, более камерных. И во дворцах и в жилых домах основным компонентом, организующим постройки, были двор и сад с фонтаном.

С южной стороны, справа и слева от ворот лёгкие изящные двухъярусные галереи: слева от входа, по соседству с мечетью, на втором этаже помещалась ханская стража капыкулы, а в нижнем лавки, выходившие на улицу. Справа от входа находится Свитский корпус. Лестницы, обрамленные тонкими, изящными балясинами, ведут на второй этаж. Деревянная веранда, в окружении стройных колонн, кажется просторной и воздушной.

Оттуда можно пройти в покои, некогда служившие для размещения многочисленных гостей. В этих комнатах останавливалась свита Екатерины II в 1787 г.

Сейчас в Свитском корпусе развернута большая экспозиция, представляющая жизнь и быт крымскотатарского народа.

С восточной стороны двора высится самое выразительное, по-восточному нарядное и монументальное здание дворцового комплекса — Большая ханская мечеть (Хан-Джами); понизу она охвачена аркадой со стрельчатыми арками, опирающимися на восьмигранные каменные колонны; над аркадой — зарешеченные окна. За мечетью — мезарлык — ханское кладбище.

К Свитскому корпусу с запада под прямым углом примыкают ханские покои. Соединенные между собой крытыми переходами, павильоны дворца, то выступая, то отступая, неровным рядом тянутся вдоль двора. Нижний этаж скрыт зеленью и глухой каменной оградой. Верхний этаж пестрит разноцветной росписью, цветными стеклами, ставнями, переплетами деревянных решеток.

Адрес музея: 298400, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133. Тел.: (36554) 4-28-81, 5-08-05, 4-76-40.
Время работы: зимой с 9:00 до 16:00, выходной — вторник, среда, летом с 9:00 до 17:00 без выходных.
Стоимость всех билетов, чтобы осмотреть каждый закоулок дворца, в районе 1200 руб. Детальная информация: время работы, стоимость билетов.

Координаты:+44° 44′ 57.00″, +33° 52′ 56.00″

.

Единственным в мире памятником крымско-татарской архитектуры, сохранившимся до наших дней, является Бахчисарайский Ханский дворец. Наверное, каждый если не читал, то хотя бы слышал об известном произведении мэтра русской поэзии А. С. Пушкина – «Бахчисарайский фонтан». Так вот, поэт описывал именно Ханский дворец в Крыму, лично посетив его осенью 1820 года.

История Ханского дворца

Строительство началось в Бахчисарае по воле хана Сахиба I Герея в XVI веке. В 1532 году здесь уже стояли бани Сары-Гюзель и Большая мечеть. После дворец много раз перестраивался, реконструировался, был сожжен и вновь восстановлен.

Дворец служил резиденцией крымским ханам на протяжении 200 лет, занимая площадь 18 га. Когда в 1736 году началась война с Россией, дворец вместе с прилегающей территорией был сожжен. После его реконструировали, при этом облик большей части помещений полностью изменился. Сегодня же Ханский дворец-музей – заповедная зона с площадью в 4,3 га.

Экскурсия по Бахчисарайскому дворцу

С крымско-татарского языка его название переводится как «дворец-сад». Построенный в османском стиле, Бахчисарайский дворец отождествляется с представлениями мусульман о райском саде на земле.

Чтобы оказаться внутри, нужно пройти через один из входов – всего их два, первоначально было четыре. Для посетителей открыты только Северные ворота, ворота монетного двора. Непосредственно над воротами возвышается башня, к ней примыкает Свитский корпус – здесь в былые времена находилась стража и свита хана.

Отправляясь на экскурсию, учтите, что вход платный. С ценами билетов вы можете ознакомиться заранее на официальном сайте Ханского дворца в Бахчисарае.

Пройдя через Северные ворота, вы попадете на дворцовую площадь.

Сегодня она вымощена камнем, засажена зеленью, а во времена, когда здесь жил хан, была просто засыпана песком. Слева увидите Большую мечеть. Кстати, она действующая, вход в нее свободный для всех верующих. Соблюдайте правила посещения мечети: у женщин должны быть прикрыты колени и голова, у мужчин – плечи, обувь снимают перед входом, женщины молятся в отдельной от мужчин части.

В стороне стоит баня Сары-Гюзель, которая выполняла свое прямое предназначение вплоть до 1924 года на протяжении 400 лет. Внутри предусмотрены отдельные душевые комнаты для мужчин и женщин. Вода подавалась сюда по свинцовым трубам, причем была как холодная, так и горячая.

Гаремный корпус очень плохо сохранился. Если ранее в нем было 73 комнаты, то до нас дошли только три из них.

Самая важная часть дворца – Зал Дивана, который вы увидите, миновав фонтан. В этом помещении собирался совет. Хан занимал место на троне, а по обе стороны от него располагались на диванах приближенные особы. Члены совета, беи, сидели на скамьях, расставленных вдоль стен.

Дворцовые фонтаны

На фото Ханского дворца, сделанных в Бахчисарае, обычно красуются фонтаны: один – помпезный, а другой – более скромный. Фонтаны являются его визитной карточкой. Первый имеет шикарное оформление, весь в позолоте, обрамлен сложным растительным орнаментом. Тем не менее наибольшую популярность приобрел второй, скромный «Фонтан слез», воспетый в произведении А. С. Пушкина. Он имеет трагичную историю: был построен в честь любимой жены хана Крым-Гирея, которая рано ушла из жизни.

Добраться до дворца просто, хоть на собственном автомобиле, хоть на поезде. Через Бахчисарай проходит основная железнодорожная ветвь Крымского полуострова, соединяющая Симферополь и Севастополь. Прямо со станции ж/д вокзала в Бахчисарае к дворцу идет маршрутное такси.

Можно отправиться пешком, однако преодолеть придется около двух километров. Проще всего ехать на велосипеде. Тогда можно посетить не только Ханский дворец, но и пещерный город Чуфут-Кале и Успенский пещерный монастырь, которые располагаются поблизости.

Если вы путешествуете на авто, запомните адрес Ханского дворца в Бахчисарае: ул. Речная, 133. Подъехать можно практически к самим Северным воротам.

Дорогу найти очень просто. Во-первых, на каждом шагу есть указатели. Во-вторых, можно спросить, куда ехать, у прохожих. Режим работы Ханского дворца: с 9.00 до 18.00 в летнее время, до 17.00 – зимой.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *