Балтийская коса

POI: 54.400000, 19.500000
Балтийская коса (Вислинская коса, лит. Aistmarių Nerija, польск. Mierzeja Wiślana, нем. Frische Nehrung) — узкая полоска суши (коса), отделяющая Калининградский залив от основной части Гданьского залива Длина косы — 65 км (из которых 35 км на северо-востоке принадлежат России (Калининградской области), остальные — Польше), ширина — 300—1800 м в средней и южной частях и 8—9 км в северной. Покрыта песчаными пляжами и частично залесёнными дюнами. Соединена с материком на юго-западном конце (в Польше), с российской стороны отделена от материка судоходным каналом в Балтийске. Северная часть косы называется Пиллауский полуостров. Балтийская коса является морским аккумулятивным образованием — природный феномен, который заключается в противодействии двух природных сил. Морские волны и береговые течения перемещают песок к берегу, а ветер перемещает на саму косу, образуя эоловые отложения (дюны). Высота дюн Балтийской косы не превышает 40 метров. Растительность косы задерживает перемещения масс песка. Процесс дюнообразования начался около 6 000 лет назад, после образования Вислинского (Калининградского) залива. Последний образовался после отступления Валдайского ледника из-за движений земной коры и колебаний уровня Балтийского моря. До 1945 года входила в состав германской провинции Восточная Пруссия. В районе современных посёлков Коса и Рыбачий Германией была создана гидроавиационная гавань — база гидросамолётов. 26 апреля 1945 года в северной части косы был высажен советский морской десант. После войны на тех же площадях была создана Советская военная авиабаза.

После ухода военных с территории авиабазы, последняя пришла в запустение и, по сути, превратилась в руины. До наших дней сохранились обветшавшие и частично разрушившиеся ангары (где всё ещё можно увидеть выцветшие надписи на немецком языке), ВПП, рулёжные дорожки и прочую инфраструктуру аэродрома. Вместе с городом Балтийском и прилегающей территорией коса входит в состав Балтийского городского округа (БГО), население которого составляет около 34-35 тысяч человек. Населённые пункты: на российской части расположены посёлки Коса и Рыбачий. Оба населённых пункта расположены на самой северной оконечности косы и видны из Балтийска, в состав которого они административно и входят. Несколько раз в сутки между косой и городом курсирует катер, реже — автомобильные паромы «Нида» и «Вистула». До 2007 года паромное сообщение обеспечивалось Балтийским флотом. С 2007 года её обслуживает специально созданная судоходная компания, переправа работает стабильно. На польской стороне косы расположены посёлки Рыбацкие Конты, Крыница Морска и Пяски. Крыница Морска — популярный курорт. До середины девяностых годов БГО был режимной территорией, попасть на которую мог лишь ограниченный контингент граждан. Позже на въезде в БГО был создан контрольно-пропускной…   … (Русский)

Фотографии с V0513 (Балтийская коса)

Фотограф: Алексей Кузнецов (/32)
Комментарии: Сергей Мезенов (/67)

1. Место сбора — памятник 1200 гвардейцам. На фото Екатерина Попитченко (/67.25)

2. Николай Садовой и Сергей Мезенов (/67)

3. Перед стартом. На фото Олег Антонян, Екатерина Попитченко, Лев Мальцев, Сергей Мезенов, Николай Садовой

4. Остановились на проспекте Победы. Ждём Александра Иванюту

5. Сергей Мезенов и Николай Садовой

6. Приехал Александр Иванюта

7. Checkpoint «Развязка». На фото Сергей и Александр

8. Олег Антонян

9. Checkpoint «Кладбище». На фото Сергей, Александр, Лев

10. Алексей Кузнецов (/32)

11. Катя Попитченко

12. Сергей Мезенов на своём гружёном байке

13. Checkpoint «Взморье». На фото Николай Николаевич

14. Лев выходит из магазина

15. Checkpoint «Ижевское». Тестим тарзанку

16. Туда нам не надо

17.

Лев Мальцев на тарзанке

18. Байки /32 и /67

19. Александр и Николай приехали

20.

Checkpoint «Кострово». На фото Сергей и Олег

21. Лев Мальцев что-то колдует со своим велом

22. Александр пьёт колу

23. В Балтийске идёт снег 😉

24. Балтийск. На фото Сергей, Лев, Олег, Николай

25. Катер на Балтийскую косу. Обратите внимание на надпись

26. Паром «Георг Отс». Санкт-Петербург — Калининград

27. На набережной

28.

Памятник императрице Елизавете

29. Байк /32 на фоне памятника

30. Вид на Балтийское море и мол Северный

31. Алексей Кузнецов на фоне памятника

32. мол Северный

33. В конце мола куча рыбаков с удочками

34. Мол Южный

35. Форт Елизаветинский. На фото Лев, Катя, Сергей и Олег

36. Олег Антонян и Лев Мальцев

37. Найдите здесь /67

38. Погрузили байки на катер

39. Лев Мальцев и Олег Антонян

40. Отплываем

41. Катя на носу катера

42. Берег Балтийской косы

43. Вид на Балтийск с косы

44. Вид на Балтийск с косы

45. Порт

46. Коса. На пристани

47. Заехали в магазин за водой и прочими продуктами

48. Байк Александра Иванюты

49. Николай, Лев, Катя, Олег, Александр у магазина

50. Привал на берегу моря. Сергей, Николай и Александр увидели что-то интересное

51.

Лев и Олег на фоне моря

52. Наши байки

53. Едем по рулёжке старого аэропорта

54. Оффроад

55. Обходим ракетную часть по оффроаду

56. Привал на берегу залива. На фото Николай Садовой

57. Купаемся

58. Александр, Лев, Сергей и Катя на берегу залива

59. Главная дорога Балтийской косы. Сергей, Олег, Лев ждут отстающих

60. Ждём отстающих

61. Приехали на место ночёвки. Олег и Лев отдыхают

62. Александр и Николай ставят палатку

63. Ещё одна палатка

64. Готовим ужин — традиционные макароны с тушёнкой

65. Наш лагерь. На фото Сергей и Катя

66. Продолжаем готовить ужин

67. В лагере.

68. Жарим шашлыки

69. В лагере

70. Лев греет воду для чая

71. Николай Николаевич ремонтирует велосипед

72. Олег Антонян и Сергей Мезенов

73. Балтийское море

74. В лагере

75. Готовим завтрак

76. Сергей и Николай складывают палатку

77. Собираемся пить чай

78. Катя берёт воду для чая

79. Собираемся уезжать

80. Остановились у залива

81. Калининградский залив

82. Лев Мальцев бродит по берегу

83. Обсуждаем план проезда через ракетную часть

84. Через часть проехать не получилось. Поехали/пошли по пляжу

85. Сергей Мезенов с байка слезать не собирается

86. И снова встречаем паром «Георг Отс»

87. Хавчик на газоне прямо в центре Балтийска. На фото Сергей и Катя

88. Хавчик в центре Балтийска. На фото Николай Николаевич и Олег

89. Хавчик в центре Балтийска. На фото /32 и /67

90. Хавчик в центре Балтийска. На фото Олег, Александр, Алексей и Сергей

91. Checkpoint «Приморск». На фото Сергей Мезенов

92. Лев Мальцев и Олег Антонян

93. Катя Попитченко и Сергей Мезенов

94. Checkpoint «Кострово». На фото Олег, Александр, Сергей

95. Аисты

96. Checkpoint «Ижевское». На фото Лев и Олег

97. Сергей Мезенов

98. Лев Мальцев

План
Введение
1 Происхождение
2 Довоенный период
3 Население
3.1 Российская территория
3.2 Польская территория

4 Туризм
5 Граница
6 Планы
6.1 Российская Лига Защиты Животных
6.2 Строительство второго судоходного канала

7 Любопытные факты

Список литературы

Введение

Балтийская коса (Вислинская коса («Mierzeja Wiślana» — название на территории Польши, до 1946 года коса именовалась «Фрише-Нерунг») — уникальный географический объект, представляющий собой узкую полоску суши с песчаными пляжами и дюнами шириной 300—1800 м в средней и южной и 8-9 км в северной частях. Длина косы — 65 км (из которых 35 принадлежат Калининградской области, остальные — Польше)[1]. Частично покрыта лесом. Коса соединена с материком на польской стороне. С российской стороны оконечность косы отделена от материка судоходным каналом в городе Балтийске.

1. Происхождение

Балтийская коса является морским аккумулятивным образованием — уникальный природный феномен, который заключается в противодействии двух природных сил. Морские волны и береговые течения перемещают песок к берегу, а ветер перемещает на саму косу, образуя эоловые отложения (дюны). Высота дюн Балтийской косы не превышает 40 метров. Растительность косы задерживает перемещения масс песка. Процесс дюнообразования начался около 6 000 лет назад, после образования Вислинского (Калининградского) залива. Последний образовался после отступления Валдайского ледника из-за движений земной коры и колебаний уровня Балтийского моря[1].

2.

Довоенный период

До 1945 года входила в состав германской провинции Восточная Пруссия. В районе современных посёлков Коса и Рыбачий Германией была создана гидроавиационная гавань — база гидросамолётов. До наших дней[2] сохранились обветшавшие и частично разрушившиеся ангары (где всё ещё можно увидеть выцветшие надписи на немецком языке), ВПП, рулёжные дорожки и прочую инфраструктуру аэродрома. После войны на тех же площадях была создана отечественная военная авиабаза. После ухода военных с территории авиабазы, последняя пришла в запустение и, по сути, превратилась в руины.

26 апреля 1945 года в северной части косы был высажен советский морской десант.

3. Население

3.1. Российская территория

Вместе с городом Балтийском и прилегающей территорией коса входит в состав Балтийского городского округа (БГО), население которого составляет около 34-35 тысяч человек[3].

Населённые пункты: на российской части расположены посёлки Коса и Рыбачий. Оба населённых пункта расположены на самой северной оконечности косы и видны из Балтийска, в состав которого они административно и входят. Несколько раз в сутки[4] между косой и городом курсирует катер, реже — автомобильный паром. Паромное сообщение обеспечивается Балтийским флотом. В середине девяностых годов из-за финансовых проблем линия не действовала несколько дней, что привело к массе неудобств для местных жителей: недоступными оказались школа, почта и медицинское обслуживание, нарушился вывоз мусора. В настоящее время переправа работает более-менее стабильно.

3.2. Польская территория

На польской стороне косы расположены посёлки Рыбацкие Конты, Крыница Морска и Пяски. Крыница Морска — популярный курорт.

4. Туризм

До середины девяностых годов БГО был режимной территорией, попасть на которую мог лишь ограниченный контингент граждан. Позже на въезде в БГО был создан контрольно-пропускной пункт, требовавший от въезжающих документы, подтверждающие российское гражданство. В начале 2010 года контрольно-пропускной пункт был ликвидирован.[5] Облегчение въезда в БГО поспособствовало постепенному развитию туризма на российской части косы. Причём, в отличие от организованной туристической инфраструктуры на Куршской косе, туризм на Балтийской косе носит «дикий» характер.

Площадь косы 2 522 гектара [6]. Ширина морских пляжей 30—40 м[7]. В качестве туристско-рекреационной территории российская часть Балтийской косы не использовалась свыше 50 лет (пограничная зона).

5. Граница

Прямое транспортное сообщение между российской и польской частями косы невозможно, так как отсутствует пограничный переход, но его создание планируется. С российской стороны путешественник может достигнуть инженерно-технических заграждений, расположенных около 1,5 км от границы, дальнейшее движение на запад невозможно. Российская погранзастава расположена между заграждениями и линией границы. В 7-километровой полосе, прилегающей к границе, действует пограничный режим; для нахождения в ней необходим пропуск-разрешение.

6. Планы

6.1. Российская Лига Защиты Животных

В 2002 году организация «Российская Лига Защиты Животных» выступила с проектом переселения на «большую землю» жителей косы и создания на российской половине рекреационно-познавательного парка «Экотехнополис». Но проект не был реализован[8][6]. Косу пересекает граница Калининградской области, которая одновременно является государственной границей Российской Федерации.

6.2. Строительство второго судоходного канала

В 2004 году в Калининградской области разразился скандал вокруг намерения властей соседних польских воеводств построить в заповеднике на Балтийской (Вислинской) косе судоходный канал из Вислинского залива в Балтийское море для облегчения доступа в польский порт Эльблонг, находящийся в глубине залива, минуя водный путь через российский Балтийск.

По заявлению местных польских властей, в Польше создан специальный фонд для сбора денежных средств на строительство канала, а стоимость сооружения составит около 20 млн долларов[9].

7. Любопытные факты

· Самая западная точка России находится на Балтийской косе — 19° 38' восточной долготы[10].

· По состоянию на 2008 год, вблизи крайней северной точки Балтийской косы имелась действующая узкоколейная железная дорога. Это самая западная железная дорога России. Она также необычна своим местонахождением: частично пролегает по узкой бетонной полосе, уходящей в море. Предназначалась для строительства мола. Сейчас разобрана.

Список литературы:

1. (рус.) «География Калининградской области». Пособие по краеведению для учащихся средней школы. П. П. Кучерявый, Г. М. Федоров. Калининградское книжное издательство 1989. ISBN 5-85500-037-0.

2. 2009-й год.

3. (рус.) Численность населения по годам. В статье приведены данные на 2008 год.

4. По состоянию на январь 2009 года, 6 циклов (на косу и назад) в сутки. Цена с 01.01.2009 — 70 рублей в оба конца (объявление на кассе паромной переправы).

5. Упразднен паспортный контроль на въезде в Балтийск..

6. (рус.) «Земля на Балтийской косе пошла с молотка». Ольга Гончарова. Газета «Комсомольская правда», 12.12.2007.

7. База отдыха «Балтийская коса»

8. (рус.) «Корнают Косу. Письмо 127-ми о судьбе самого западного форпоста России». Газета «Советская Россия» N-95 (12438), 28.08.2003.

9. (рус.) «Остров невезения. Строительство на Вислинской косе судоходного канала несет угрозу экологии Калининградской области.» Александр Рябушев. 2004.08.16. Независимая газета.

10. (рус.) Орлёнок В. В., Курков А. А., Кучерявый П. П., Тупикин С. Н. «Физическая география», Глава X. География Калининградской области. 1998 г.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Балтийская_коса


Главная  /  Россия  /  Балтийск  /  Балтийская коса

Балтийская коса


На карте Калининградской области бросаются в глаза две узкие полоски суши, отделяющие от Балтийского моря Куршский и Калининградский заливы. Юго-западная полоска — это Балтийская коса.

Изначально немецкая, после Второй мировой войны Балтийская коса оказалась поделена между Россией и Польшей. В Польше косу называют Вислинской и польская её часть давно развивается как морской курорт. Северная же часть косы весь ХХ век была закрытым военным объектом, сначала — немецким, после Великой Отечественной войны — советским, а затем российским. Лишь в 2010 году ограничения на посещение косы были сняты и туда стали свободно ездить туристы.

По версии учёных, Балтийская коса появилась примерно 6 000 лет назад, когда северо-запад среднерусской равнины освободился от Валдайского ледника и образовался Калининградский залив. Морские волны и течения выносят песок на берег, а ветры формируют дюны. Высота дюн не больше 40 метров, а выросшая на песке растительность задерживает его перемещение.

Воды Балтийского моря всегда стремились прорваться в залив, размывая косу то в одном, то в другом месте. В 1510 году разыгрался особенно сильный шторм, который углубил один из проливов.

С тех пор именно здесь проходит северная граница Балтийской косы — пролив отделяет косу от города Балтийск. Связь между косой и материком обеспечивают катера и автомобильный паром.

Длина косы — 65 км, 35 из которых — российская территория. Ширина — от 300 до 1800 метров. Закрытая погранзона с российской стороны начинается за 7 км до границы, погранперехода нет.

Западная оконечность российской части Балтийской косы с координатой 19° 38′ восточной долготы является самой западной точкой России.

В 1869 году немецкие инженеры, перестраивая старую крепость города Пиллау, дополнили её двумя фортами. Один из них, «Западный», был расположен за проливом, на северной оконечности Балтийской косы. Он прикрывал город со стороны Балтики. Форт имел мощные кирпичные стены-галереи, дополнительно защищённые земляными валами, и двухэтажную казарму. Три капонира (длинных выступа-галереи, предназначенных для ведения огня сразу в две противоположные стороны) позволяли держать под перекрёстным огнём практически всю окрестную акваторию, побережье и пролив. Кроме того, после изобретения фугасных бомб, некоторые строения форта были дополнительно укреплены новым тогда материалом — бетоном.

В 1934 году рядом с фортом «Западный» на берегу полукруглой бухты Калининградского залива немцы начали строительство военного аэродрома Neutief (Нойтиф).

Работы закончились в конце 1939 года. Аэродром мог принимать не только обычные, но и гидросамолёты, причём практически в любую погоду. Были построены три бетонных авиационных ангара 100 на 30 метров и два металлических гаража для другой техники.

26 апреля 1945 года на косу высадился советский десант, бои продолжались до 9 мая.

После окончания войны аэродром стали использовать советские войска, в том числе для размещения гидросамолётов и самолётов-амфибий, а в Балтийске разместилась база Балтийского флота.

Вскоре после развала СССР войска покинули аэродром на косе, и он стал быстро разрушаться. Ещё более печальная судьба досталась форту «Западный». При его строительстве немцы использовали самые современные материалы, но не учли одного — изменчивости береговой линии. За сотню лет море успешно перемололо широкую укреплённую сваями береговую полосу и защищавшие её волнорезы, подступив к самым стенам форта. Южный капонир практически полностью ушёл под воду, земляные валы смыты прибоем, который плещется в кирпичных арках галерей. Северный и южный капониры были частично разрушены во время войны, частично разобраны на кирпич местными жителями. Однако и в таком виде мощные перекрытия форта, поросшие травой, производят сильное впечатление.

Главное богатство Балтийской косы сегодня — её многокилометровые песчаные пляжи тридцатиметровой ширины, практически не тронутые цивилизацией. Туристическая инфраструктура косы ограничивается небольшим кемпингом и кафе.

     Если вы, замученные пылью и шумом больших городов, безумным начальством и примитивными коллегами, грезите о тишине, уединении и природе – то вам к нам: вбелопесчаные дюны сказочной Балтийской Косы, которая даст долгожданное отдохновение души и тела, возможность обрести силы, спокойствие, внутреннюю гармонию.

     При этом вам не придется испытывать дискомфорт «дикого отдыха», ведь вы сможете остановиться в уютном доме, построенном немцами еще в 30-е годы прошлого века, но успешно пережившим войну, «советы», перестройку и демократию – и обрести все элементы, необходимые современному человеку.

     Две спальни (на 4 и 3 человека), в одной из которых сложен чудный камин – выходят в просторную общую гостиную, где находятся кухонная и обеденные зоны, аудио-видео и прочая техника и даже фортепиано. Также, здесь деликатно расположены входы в душевую и туалетную комнаты. Возможны иные варианты размещения (в том числе, в отдельно стоящих на участке сооружениях). Цена – в среднем 600 рублей в сутки на человека.

     Гости могут пользоваться специально оборудованным местом для отдыха в саду, коптить рыбу, жарить мясо и прочие вкусности. Словом, чувствовать себя как дома.

Радушные хозяева – семья бывшего пилота гидроавиации (хотя «бывших» пилотов, как мы с вами понимаем, не бывает) – будут рады помочь вам по-настоящему отдохнуть в любое время года. Рассказать историю как дома, где вам предстоит жить, так и этого удивительного, в высшей степени уникального уголка России. Его легенды и реальные события.

     Для «затравки» довольно лишь сообщить, что здесь еще сохранились остатки (в мире такого больше нигде нет) аэродрома Люфтваффе, и не только взлетная полоса и рулежки, но и многочисленные сооружения. Кроме того, вдоль берега можно обнаружить руины артиллерийских укреплений нацистов. И еще – развалины прусского форта «Западный», реконструированного в 1869 году.

     Пляж, расположенный в 200 метрах от дома – хорош при любой погоде.

Сосны, причудливо танцующие на вершинах дюн – буквально, приглашают вас к ним присоединиться и вновь и вновь совершать долгие прогулки.

Не только ваши дети, но и вы сами получите огромное удовольствие от сбора янтаря, который щедро выбрасывает Балтика на эти берега после шторма.

     Тем, кто стремится к более деятельному времяпрепровождению – предлагаются велосипеды, виндсерфинг, моторно-парусный катамаран. Время от времени на Косу прилетают ребята из местного аэроклуба – так что будьте готовы взмыть в небо на легкомоторном чуде и замереть от восхищения, обозрев Фрише Нерунг – как называлась она до 1946 года – глазами птиц.

     Также, можно совершить поход вглубь Косы, туда, где будете только вы, море, ветер и дюны. Где вас ждет ночь в палатке и добрая уха.

     Для рыбаков Коса вообще очень притягательна, достаточно упомянуть, что здесь легко поймать камбалу, красноперку, судака и, конечно, царя Балтики – исходящего соком после копчения жирного угря. Хотите – рыбачьте с берега, хотите – с моторки в море или в заливе.

     Кстати, только скажите – и вы отправитесь по воде к нашим польским соседям – во Фромборк, Крынницу-Морску и другие прибрежные небольшие, но уютные города-порты. Посетите величественные руины замка Бальга – первой крепости Тевтонского ордена на прусской земле, расположенной уже на нашей территории, остров Насыпной, одиноко стоящий посреди Калининградского залива.

     Или же – по старым немецким, но крепким и очень живописным дорогам – можно махнуть в дышащие историей центры Калининградской области: Светлогорск, Зеленоградск, Янтарный. Ибезусловно, в ее главный город – Калининград – с его потрясающими воображение музеями, парками и уютными ресторанчиками.

     Одним словом – решайтесь! До места – доставим из любой точки области. А уж о том, чтобы вы захотели к нам возвращаться из года в год – мы позаботимся.

До встречи на узкой полоске суши средь бесконечных и притягательных вод Балтики!

Просмотров:5009 | Добавил:BR215776 | Дата:05.04.2016 | Комментарии (29)

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *