Капелла Пацци (1429-1443)

Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократическому роду. В 1423 году на территории монастыря Санта Кроче был пожар и большая его территория нуждалась в перестройке. В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря, возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников).

В то же время Андреа Пацци заключил с монастырем договор, обязуясь возвести капеллу, которая должна была служить одновременно капитульным залом для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче и семейной молельной, к проектированию которой привелк Брунеллески.

Перед архитектором стояла нелегкая задача, «встроилось» новую капеллу в участок трудной конфигурации в глубине узкого и длинного средневековом дворе монастыря, замкнув одну из его коротких торцовых сторон. Причем территория, отведенная монастырем, была расположена к югу от трансепта церкви впритык к более капелле Кастеллани (слева), сакристии и капелле Барончелли (сзади), В результате Филиппо с таким искусством вышел из трудного положения, что это вызвало справедливое восхищение у его современников.

Планировка помещения

Интерьер капеллы

Дальнейшее строительство капеллы. Портик

Скульптурное и цветовое декорирование капеллы

Капелла Пацци отличается и от римских храмамов, и от готичесих соборов, при этом ей присуща конструктивная ясность, античная простота и гармония. Элементы классической архитектуры — колонны, пилястры, арки, составлены в совершенно новые комбинации, создавая впечатление необыкновенной легкости и грации.

Для строительства капеллы архитектор использовал металлические модули и проектировал ее с помощью геометрических формул, как и для Сан-Лоренцо, но организация пространства в поздних работах архитектора становится более компактной и рациональной. Полукруглый купол покрывает центральную часть, но она является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит на главную площадь и связано апсидой, включающей алтарь.

Фасад этого небольшого крытого куполом здания с портиком, открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре. Причем полукружие арки срезается пилястрами верхнего яруса. Кремовая поверхность капеллы снаружи подчеркнута геометрическими формами из темного камня. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре.

Недавние архивные находки и реставрационные работы показали, что капелла была закончена не ранее 1461 года и что скрытая портиком внешняя ее стена первоначально была задумана как плоский фасад.

Поэтому ряд исследователей полагает, что шестиколонный портик с легким аттиком, прорезанным аркой, был добавлен уже после смерти Брунеллески.

Капелла Пацци остается одним из выдающихся образцов Раннего Возроджения и высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской архитектуры эпохи Возрождения, реализованный зодчим ордер на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества.

предыдущая / главная /  следующая страница

Лечче (Lecce): южное барокко. Апулия.


Лечче. Апулия.

Лечче – город в регионе Апулия в Италии, который называют городом барокко, а за красоту зданий сравнивают с Флоренцией юга.
Лечче – столица Саленто, центр сельскохозяйственной отрасли, в округе производят оливковое масло, вино, выращивают злаки, также здесь хорошо развиты ремесла – керамика, изделия из папье-маше.
Лечче был основан древними греками. Во времена римского императора Марка Аврелия, город немного сдвинулся и стал называться Licea. Позже появились театр, амфитеатр, несколько храмов, термы и акведук, все это указывает на то, что город имел большое значение в Древнем Риме.
В течение пяти веков, начиная с VI в., Лечче входил в состав Восточной Римской империи.
С приходом власти норманнов, началось возрождение Лечче. Город становится коммерческим центром и столицей провинции Саленто. В Лечче родился последний норманнский король Танкред, сын Роджера III.
После норманнов власть перешла к Анжуйской династии.
С 1463 г. Лечче вошел в состав Неаполитанского королевства. Город всегда имел важное значение, общее благосостояние Лечче росло, и скоро он стал культурным центром южной Италии, куда стекались образованные люди.
В последующие века спокойной жизни Лечче и всему Саленто мешали вторжения турок, с целью защиты города Карлом V были возведены новая стена и замок.
В 1630 г. были построены многочисленные религиозные сооружения, которые украшали великолепные произведения искусства.

Но в 1656 г. на Лечче обрушилось несчастье в виде чумы, которая унесла многие жизни. Городу могло помочь только чудо, и это чудо совершил Святой Оронций, которого тут же назначили покровителем Лечче. (До этого покровительницей города была Святая Ирина).
В 1734 г. к власти ненадолго пришли австрийцы, потом испанцы.
В 1821 г. Лечче принял участие в движении карбонариев, целью которого была борьба за конституционные преобразования, независимость и единство Италии.
В 1861 г. Лечче вошел в состав объединенной Италии. В 1895-1915 гг. город пережил строительный бум, в ходе которого сильно расширился, были возведены целые кварталы в неоклассическом и неоготическом стиле.
Современный Лечче – город, обладающий богатейшим культурным и архитектурным наследием, один из самых красивый населенных пунктов южной Италии. В Лечче собраны памятники различных эпох, начиная с Древнего Рима, но знаменит город барочной архитектурой, церквями с богатым декором и великолепными дворцами.

Апулийское барокко не сверкает золотом или чрезмерной роскошью, оно покрыто слоем времени, за отвалившийся штукатуркой виден более древний пласт, дворцы вспоминает свое былое великолепии, но это именно воспоминания с налетом легкой грусти.
Вместе с тем, Лечче живой и современный город, где вечерами всегда много народу, кафе, рестораны и площади заполнены людьми.


Лечче. Апулия.

От ж/д станции пройдем по бульвару viale Oronzo Quarta, который, переходя в узкие улочки, плавно сворачивает направо и приводят нас к Кафедральному собору.
Но не будем торопиться. На пересечение с vicolo Sotteranei (Подземный переулок) обратим внимание на маленькую церковь Сан-Себастьяно.
И выпьем кофе в уютном кафе прямо под стенами Кафедрального собора.


Лечче. Апулия. Италия.

На юге Италии предпочитают крепкий кофе сильной обжарки, и символом кофе из Саленто является местный кофе фирмы Quarta. В жаркий день обязательно стоит попробовать «кафе ин гьяччо» — ледяной кофе, когда малюсенькую чашечку крепчайшего эспрессо выплескивают в кубики льда…

А дальше к Кафедральному собору можно попасть двумя путями. Либо зайти в заднюю дверь здания напротив кафе, либо пройти по узким улочкам вперед, обойдя квартал.
Такие «сложность» объясняются оригинальностью градостроительного решения.

Площадь Дуомо (Piazza del Duomo), на которой находится собор, представляет собой большой двор, закрытый со всех сторон. Здесь царствует барокко, площадь была заложена в XVIII в. и служит примером «закрытой» площади. Было время, когда она запиралась массивными дверями на ночь.


Кафедральный собор. Лечче.

Кафедральный собор расположен фасадом на площадь и служит проходом, для пришедших с другой стороны. Великолепный барочный фасад является доминантой пространства, слева возвышается колокольня, работы Джузеппе Дзимбало, а справа – семинария.
Кафедральный собор Мария Сантиссима Ассунта (Duomo di Maria Santissima Assunta) был возведен в 1144 г. Позже собор неоднократно перестраивался и реставрировался, получив свой современный вид в 1659-70 гг.


Кафедральный собор.


Кафедральный собор.

Выйдя из закрытой площади Дуомо, повернем направо на via Vittorio Emanuele II, вдоль которой расположены разные магазины.


Лечче. Апулия. Италия.

Пройдя вперед, увидим богато-украшенную церковь Святой Ирины.


Церковь Сант-Ирене-деи-Театини.

Церковь Сант-Ирене-деи-Театини ( Chiesa di Sant’Irene dei Teatini), посвящена первой покровительницы города Святой Ирине, которая осталась заступницей Лечче до 1656 года. Барочная церковь датируется 1591-1639 гг., она построена по проекту Франческо Гримальди. В 1797 году церковь посетил король Фердинанд IV Бурбонский, это была большая честь.
В плане церкви лежит латинский крест, внутри один неф, внутреннее убранство богато и роскошно.


Церковь Сант-Ирене-деи-Театини.

К ней примыкает монастырь, принадлежавший театинскому монашескому ордену, выполненный также в стиле барокко. 1866 году после упразднения ордена, в зданиях церкви и монастыря располагалась городское управление. Сейчас здесь проходят выставки и другие культурные мероприятия. Например, каждый год в декабре разворачивается популярная выставка рождественских вертепов.
Вообще, Саленто считается колыбелью рождественских яслей. Согласно легенде, именно здесь зародилась традиция делать вертепы на Рождество. Началось все с того, что Святой Франциск Ассизский возвращаясь из Святой Земли, сошел на берег в Отранто, так как поднялся сильный шторм. Это было зимой 1219 года. Святой Франциск нашел приют у монахов обители и там ему было озарение, что в 1223 году в гротах недалеко от Греччо люди должны устроить «живые вертепы», рассказывающие о жизни Христа.
Эта древняя традиция жива и чтима в Саленто до сих пор, по всей Апулии на Рождество устраивается множество вертепов, поражающих разнообразием и выдумкой.
Меняются стили, материалы, даже мода на вертепы, но сама традиция остается. Более того, был создан арт-проект, называемый «Лечче – город вертепов».

Другая традиция, связанная с Лечче – изготовление папье-маше. Она восходит к XVII-XVIII вв., когда количество церквей и храмов стало расти и требовались декоративные элементы для их украшения. Папье-маше было искусством бедняков, в котором использовали старую бумагу, солому, ветошь и с помощью клея и гипса создавали шедевры.
Искусство создания отдельных фигурок и целых бытовых сцен из папье-маше развито в Лечче и в наши дни. На улицах города можно встретить мастерские по их изготовлению, цена зависит от качества работы и ее размеры и может достигать высокой цифры!


Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.

Тем временем, via Vittorio Emanuele II приводт на центральную площадь Лечче — piazza Sant’Oronzo, одно из самых красивых мест города.
В центре площади находится римский амфитеатр, построенный во времена императора Августа. С тех пор уровень городских улиц значительно поднялся, и амфитеатр опустился вниз, его обнаружили лишь в начале XX века. Размеры амфитеатра составляют 102 м на 83 м, он вмешал 25 тысяч зрителей.


Амфитеатр. Лечче.


Piazza Sant’Oronzo.

Рядом с амфитеатром находится мраморная колонна, подаренная Лечче городом Бриндизи, на которой возвышается святой покровитель города святой Оронт (в честь которого и названа площадь) в облачении епископа. Вторая колонна-близнец осталась в Бриндизи.
На площади расположены здание древнего городского управления, церковь Сан-Марко и церковь Санта-Мария-делла-Грация.
Церквушка Сан Марко и примыкающий к ней помещение для заседаний со стеклянной стрельчатой дверью были возведены в XVI в., в это время в Лечче проживало много венецианских купцов. Маленькая церковь украшена крылатым львом – символом Венеции.
Церковь Санта Мария-делла-Грация была возведена в XIV в.,


Церковь Санта Мария-делла-Грация. Лечче.

рядом с ней находится уютное кафе, которое предлагает широкий выбор сладких десертов и вкусный кофе. В нем всегда многолюдно, но расторопные баристы быстро выполнят ваш заказ.


Лечче. Апулия. Италия.

Вокруг площади находятся магазины, кафе и рестораны.
Недалеко от площади можно заглянуть в церковь Санта-Кьяра (Chiesa di Santa Chiara), которая была возведена по проекту Джузеппе Чино в 1687 году. (От Piazza Sant’Oronzo по via Acaja). Фасад церкви кажется неоконченным из-за срезанной верхней части крыши.


Церковь Санта-Кьяра. Лечче. Апулия. Италия.

Внутри богатый интерьер в стиле барокко, деревянные скульптуры работы мастеров неаполитанской школы.


Церковь Санта-Кьяра. Лечче.

Пройдем дальше по узенькой улочке via Ludovico Maremonti, затем по via Ascanio Grandi и на пересечении с маленьким крутым переулком vicolo Verardi заглянем на обед в «Лакомую кошку» (La gatta al lardo, via dei Verardi, 7). Кстати, сюда стоит вернуться и вечером выходного дня, в этом уютном ресторане часто бывает современная живая музыка.
А за углом переулок с красноречивым названием «Хлеб-вино», именно так можно и охарактеризовать южно-итальянское гостеприимство Апулии.


Лечче. Апулия. Италия.

По vicolo Verardi пройдем дальше, до пересечения с широкой улицей viale Francesco Lo Re. Налево видны стены замка.
Замок был возведен по приказу Карла V на месте более древней крепости, чтобы защитить город от турецких набегов. У замка два входа, один выходит на город, а другой – в противоположную сторону, эти ворота украшены гербом габсбургского императора.
Сейчас в замке проходят различные культурные события. А вокруг обосновалась дешевая барахолка с китайскими товарами.


Замок Лечче. .

Обойдем стены замка, направляясь в левую сторону до пересечения с via Salvatore Trinchese, свернем на нее, а потом направо на via Umberto I, не переходя центральную площадь. На этой стариной улице находится самая красивая церковь Лечче – базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce).
Она является ярким примером апулийского барокко, церковь возводилась с 1549 по 1695 гг. Фасад богато декорирован и украшен разнообразными статуями, внутри хранятся произведения искусства.
С боку от базилики Санта-Кроче находится Дворец Целестинцев, который раньше принадлежал монастырю.

Дворец был возведен в 1659-95 гг. по проекту Джузеппе Дзимбало в стиле барокко. Вход и окна обрамляют нежные рисунки и гирлянды цветов. Сейчас здесь находится Префектура и Администрация провинции.


Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.

Пройдем прямо, далее по via Manfredi, где можно заглянуть в греческую церковь Святого Николая, и дойдем до piazzetta Addolorata.
Здесь находится оригинальная церковь Санта Мария ди Константинополи (Santa Maria di Costantinopol, или Sant’Angelo). Это одна из самых древних церквей Лечче, свое начало берет с 1061 года. Церковь была возведена для августинского ордена, позже несколько раз реставрировалась.


Церковь Санта Мария ди Константинополи. Лечче.

От площади нырнем в узкий переулок, который коротким лабиринтом улиц вывод на via Principe di Savoia. Здесь находится церковь Санта Мария-делла Провиденца (Santa Maria della Provvidenza), возведенная в 1724 г. про проекту Джузеппе Чинно. Ее фасад отличает непривычная для Лечче простота.

Дальше по via Principe di Savoia находятся городские ворота, названые Неаполь, так как расположены на дороге, направленный в сторону Неаполя. Ворота возвели в 1548 году по приказу Карла V, во время укрепления Лечче. Ворота украшает императорский герб.


Ворота Неаполь. Лечче.

Отсюда начинается viale dell’Universita’ вдоль которой расположены факультеты университета Саленто.

Но мы вернемся в старый город и по via Giuseppe Palmieri, дойдем до via Libertini.
Здесь расположен целый ряд барочных церквей.
Церковь Санта Тереза (Santa Teresa), возведенная в 1620 году, которую отличает незаконченным фасадом.
Церковь Святой Анны, построенная в 1680 г. богатой синьорой Терезой Паладини, согласно завещанию ее мужа мэра города Лечче Бернардино Верарди. В XX в. церковь долго оставалась заброшенной, но потом ее отреставрировали и открыли для религиозных церемоний.
Церковь Святого Иоанна Крестителя (Basilica di San Giovanni Battista al Rosario), возведенная в 1690-91 гг. доминиканскими монахами. Современное здание относится к XVII в.


Церковь Святого Иоанна Крестителя.

А совсем рядом другие ворота древнего города – Рудиае, расположенные на востоке Лечче и выходящие на viale dell’Universita.


Дома. Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.


Лечче. Апулия. Италия.

Читайте также:

Тарантелла и пиццика.
Апулия – родина тарантизма, древнего культа, в котором смешались христианство, язычество, магия и болезнь, излечимая танцем.

10 путешествий по местам итальянских романтических фильмов.
Итальянцы умеют не только красиво говорить о любви, но и снимать милые и романтические фильмы, где главные герои находят самые проникновенные слова, а их взгляды не врут. Не последнюю роль здесь играет место, …

Церковь Санта Кроче знаменита не только потому, что признана самой крупной францисканской церковью в мире. Особым вниманием и популярностью у туристов она пользуется благодаря невероятной красоте интерьеров, созданных знаменитыми художниками прошлого. А также как погребальный памятник времен ренессанса. Именно здесь под мраморными плитами покоятся в саркофагах величайшие представители рода человеческого.

Церковь Святого Креста

Именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост — по форме это сооружение напоминает крест. Своим появлением эта католическая святыня обязана самому Франциску Ассизскому. По преданию, церковь воздвигнута на месте скромной часовни, собственноручно построенной почитаемым святым. Зная о его мировоззрении, можно легко догадаться, что адепты создали строение, в сотни раз превосходящее прототип по красоте и богатству.

Святой Франциск тем и знаменит, что возвел бедность, аскетизм в светлый, даже радостный идеал. Осознанно отказавшись от материальных благ, он поменял обеспеченность и комфорт на путь миссионера, несущего людям идеи покаяния, мира и братства. Следуя примеру Христа, видел свое предназначение в сострадании и служении людям.

В 1228 году, через 2 года после смерти, Франциск Ассизский был канонизирован. В 1294 году на месте скромной часовни, на небольшой площади началось строительство великолепного храма. Его «отцом» считают знаменитого архитектора Арнольфо ди Камбио. На тот период он был capomaestro – руководителем строительства самых крупных объектов во Флоренции, в частности, Кафедрального собора.

Проект Санта Кроче предвосхитил архитектурные достижения эпохи Ренессанса. Его строгие, и в то же время пластичные, выразительные формы в буквальном смысле радуют глаз. Гармоничность – вот что завораживает уже при первом взгляде на это прекрасное сооружение. Хотя главный фасад церкви полностью декорирован лишь в XIX веке. Тогда же была сооружена и колокольня высотой 80 метров.

Постоянным переменам подвергалось внутренне убранство.

Были и очень печальные изменения. Например, в 16 веке великолепные фрески на стенах были просто забелены: дело в том, что тогда во Флоренции свирепствовала чума, и церковные помещения использовали, как больничные. Каково же было изумление, радость реставраторов, обнаруживших под слоями извести знаменитые фрески Джотто!

В финансировании проекта строительства приняли участие самые знаменитые состоятельные семейные кланы Флоренции: след в истории, заслуживающий уважения.

Внутреннее убранство

Церковь Санта Кроче является эталоном готического стиля. Внутренне устройство – 3 роскошных нефа, разделенных мощными колоннами. В свою очередь, колоннада украшена соединяющими арками. И все это декорировано великолепными архитектурными элементами. Такими как архивольты – эффектное оформление арочных дуг; лизены – плоские выступы на стенах; пилястры – изящные полуколонны.

Длина основного нефа 115 метров. Стрельчатые арки свободно пропускают свет сквозь витражные окна, что усиливает ощущение простора и величия. Высокий алтарь венчает знаменитое распятие Чимабуэ. После безжалостного наводнения 1966 года оно считается символом возрождения пострадавшей Флоренции. Также алтарь украшен уникальным полиптихом Мадонна со Святыми. В ризнице храма потрясают воображение фрески «Вознесение», «Воскресение», «Распятие», «Восхождение на Голгофу».

Во Флоренции чтят святого Франциска. Его изображения, скульптурные жизнеописания можно найти во многих базиликах города. Но именно в Санта Кроче находится самый красивый барельеф, на котором изображены сцены из жизни великого святого.

В оформлении 16 часовен церкви Святого Креста оставили свой исторический след знаменитые флорентийские семейства Барончелли, Перуцци, Альберти и другие. Декорирование фресками, скульптурами стало возможным благодаря их благородному участию.

Богатый купец Андреа Пацци тоже остался в памяти потомков. Благодаря ему на территории собора появилась уникальная Капелла Пацци. В 1423 году внутренняя площадь базилики пострадала от пожара. Впоследствии на этой территории была сооружена непревзойденная по стилевому и пространственному решению Капелла Пацци. Традиционные арки, колонны, пилястры использованы в декоре капеллы настолько виртуозно, что создают ощущение абсолютной естественности.

Исключительность собора состоит и в том, что он является своеобразной усыпальницей для многих великих людей. Здесь под мраморными плитами находится прах Микеланджело, а рядом – памятник, состоящий из аллегорических фигур Архитектуры, Живописи, Скульптуры.

Скорбные фигуры украшают памятник у саркофага Галилео Галилея. Не уступают в печальной монументальности скульптурные группы у мест захоронения Николо Макиавелли, Джоаккино Россини. Невольный трепет охватывает каждого, находящегося рядом с этими величественными саркофагами.

Главный ориентир Флоренции

Площадь Санта Кроче расположена прямо в «сердце» Флоренции. Как все дороги Италии ведут в Рим, все дороги Флоренции – на знаменитую площадь. Испокон веков здесь проходит оживленная жизнь города. В прежние времена – ярмарки, турниры. Сейчас – костюмированные спектакли, которыми так гордятся жители. На площади Санта Кроче в соответствии с веяниями времени туристы могут посетить множество ресторанов, кафе, ночных клубов, дискотек. Необычный колорит придает площади брусчатка и старинные здания, расположенные по периметру. Но самое необыкновенное зрелище, открывающееся тем, кто пришел на площадь – потрясающей красоты базилика Санта Кроче с ее Капеллой Пацци и богатейшим внутренним убранством.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *