Прага – это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё — от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».

«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время отдельные чешские архитекторы пытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак / Pavel Janák (1882-1956), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.

В период с 1910 по 1925 гг. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.

К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.

Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.

Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.

Дом «У черной мадонны» / U Černé Matky Bożi (Ovocný Trh 19/569)

Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).

Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.

Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный». Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.

Сейчас в доме расположен Музей кубизма.

Дом “Diamant” (Spálená 4/82)

Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).

Верхний этаж здания украшен скульптурами.

Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.

Уличный фонарь (Jungmannovo náměsti)

Авторы этого фонаря, сооруженного в 1912-1913 г.г., — Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919).

Двойная вилла (Tychonova, дом № 4-6/268, 269)

Построена в 1912-13 г.г., архитектор Josef Gočar. Левая часть дома перестроена, вернее, обезличена, а правая – сохранила кубистическое оформление фасада.

Представителем «радикального» кубизма был архитектор Josef Chochol (1880-1956), ученик Отто Вагнера, построивший несколько оригинальных зданий в пражском районе Вышеград.

Вилла Kovařovič (Libušina 3/49)

Построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol). Уличный фасад плоский с кубистично оформленными окнами и входом.

Садовый фасад напоминает кристалл.

В стиле кубизма выполнены стена и решетка садовой ограды, лестница и общее оформление сада.

Ансамбль из трех домов (Rašinovo nábřeżi 6-10/42,47,71)

Группа из трех домов построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol).

Тимпан среднего дома украшен рельефом со сценами из чешской мифологии.

Архитектура Праги

Главные фасады и входы боковых зданий расположены по торцам комплекса. Эти фасады украшены эркерами со сложными оконными переплетами.

Доходный дом (Neklanova 30/98)

Дом построен в 1913-1914 г.г. (арх. Josef Chochol). Знаменитая постройка архитектора занимает неудобный остроугольный участок на косогоре. Острый угол здания оформлен восьмигранной колонной, поддерживающей похожий на зонтик карниз.

Оба фасада здания хорошо просматриваются с угла, давая возможность охватить взглядом всю постройку целиком.

Доходный дом (Neklanova 2/56)

Здание построено в 1913 г. (арх. Antonin Belada), видимо, под влиянием работ J. Chochol. Очень интересен тяжелый выступающий карниз.

Жилой дом (Vratislavova 24/20)

Здесь же на Вышеграде по соседству с яркими кубистическими творениями J. Chochol находится дом, который, строго говоря, нельзя отнести к чистому кубизму. Но мы все-таки обратим внимание читателей на кубистические элементы оформления его фасада.

После окончания Первой мировой войны и образования независимой республики чешские архитекторы занялись поисками национального стиля. В результате вышло нечто среднее между чешским кубизмом и западноевропейским ар-деко. Острые грани элементов фасадов сменились пышными орнаментами, состоящими из кругов, цилиндров, сегментов. Это направление позднего кубизма получило название «рондокубизм».

«Дом товарищества учителей» (Elišky Krásnohorské 10-14/123, 1021, 1037)

Блок из трех домов построен в 1919-1921 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Формы здания – кубистические, но мягкое цветовое решение фасада уже ближе к рондокубизму (кубистическая архитектурная композиция обычно однотонная). Замечательны элементы оформления: оконные рамы, входы в подъезды. Высокая тяжелая черепичная крыша усиливает ощущение легкости и хрупкости фасада.

В средней части здания находятся 2-х комнатные квартиры, в боковых частях – 3-х комнатные.

Adria (Jungmannova 31/36)

Здание итальянской страховой компании “Riunione Adriatica di Sicurita” построено в 1922-25 г.г.

(арх. Pavel Janák (1882-1956) и Josef Zasche).

Дом с двумя угловыми башенками напоминает северо-итальянский ренессансный дворец.

Оба фасада богато украшены геометрическим орнаментом и скульптурой (авторы — Jan Štursa, Otto Gutfreund). Между башнями – скульптура, изображающая аллегорию мореходства и мореплавания.

Legio-Bank (Na Pořiči 24/1046)

Банк легионеров построен в 1921-23 г.г. (арх. Josef Gočár (1880-1945)).

Фасад здания выполнен в красно-белых национальных цветах. Первые два этажа украшают четыре колонны и горельефы, посвященные чешским легионерам (автор — Jan Štursa). Барельеф, протянувшийся вдоль всего фасада над вторым этажом, повествует о возвращении легионеров на родину (автор — Otto Gutfreund).

Основными элементами оформления и фасада, и интерьера являются круги, цилиндры и сегменты. Даже окна здания не плоские.

В банке потрясающий операционный зал со стеклянным потолком. Конструкция зала очень напоминает операционный зал в здании Sparkasse Отто Вагнера в Вене. Правда, отделка вагнеровского зала элегантна и лаконична, а пражский зал напоминает роскошный павлиний хвост (фото из книги об архитектуре Праги, снимать в зале запрещено).

Доходный дом (Kamenická 35/811)

Здание с темным и пластичным загадочным фасадом построено в 1923-24 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Первый этаж украшают колонны с коническими пилястрами, и кажется, что они с большим трудом удерживают на себе вес фасада.

Доходный дом (Čechova 29/587)

Дом построен в 1923-24 г.г. (арх. Kamil Rošrot (1882-1945)).

Строгий фасад без каких-либо украшений просто поделен на прямоугольники. Это уже грань позднего кубизма и входящего в моду пуризма.

Первоначально квартиры 2-го и 3-го этажей были двухэтажными. В 30-е годы они были переделаны, и тогда же был изменен размер окон, выходящих на улицу. До 1935 г. в этом доме жил архитектор Josef Gočár, автор домов, о которых мы говорили выше.

Во второй половине 1920-х годов с появлением новых тенденций в архитектуре чешский кубизм, так и не ставший широко распространенным явлением, сошел на нет.

Местность:  Прага / Praha / Prag

   Архитектура Чехии как большой шедевр.

 

  

  Удивительное государство, которое располагается почти в центре Европы, способно оставить самые незабываемые впечатления от ее посещения. Особенно, если побывать в ней впервые. Это государство – Чехия. Попадая туда, первое, на что обращаешь внимание, это на уникальное сочетание культур и времен. Здания раскрывают всю историю прошлого времени, а всевозможная техника и навигация не позволит забыть о современности. Люди восхищают своей пунктуальностью и спокойствием, что больше похоже на людей западного направления, но славянские корни видны в эмоциональности и общительности. Все здесь прекрасно и безумно интересно, безусловно, и архитектура. 

 

Этой стране повезло в период Второй мировой войны. Широкомасштабные боевые действия здесь не проводились. Именно поэтому, до наших дней сохранились настоящие шедевры в виде памятников архитектуры в своей первозданной красоте. Сама Прага, осталась практически нетронутым городом. В ней было разрушено всего два дома. Сейчас, когда наблюдаешь за красотой улиц и построек, невольно думаешь, что бог просто не допустил разрушение таких прелестей. Хотя недалеко от Праги, был полностью разгромлен город, который воины перепутали с Берлином.

 

В архитектурном направлении, Чехия создавала самые разнообразные сооружения, выполненные в разнообразных стилях. Обратившись за исторический за справкой, можно понять, что на создание новых стилей в архитектуре, живописи и других форм искусства в этой стране, особое влияние оказало христианство. Начиная с Х и ХI веков строительство церквей производилось в форме ротонды с несколькими или одной полукруглыми абсидами. Одной из первых каменных ротонд на территории Чехии была церковь святого Вита в Пражском кремле – Градчанах. Имела она форму ротонды с четырьмя абсидами. К сожалению, этот памятник архитектуры не сохранился до наших дней. 

 

Строительство ротонд развивалось, но постепенно такие церкви стали уступать место многолюдным монастырям и церквям. Популярность подобных сооружение было обусловлено тем, что они были рассчитаны на приход большего числа народа, поэтому постепенно ротонды перестали строиться, полностью уступив место церкви. Наряду с развитием монастырей и церквей, развивалась и городская архитектура. В связи с тем, что религиозные убеждения имели огромное влияние, это отражалось и на стиле и формах возводимых зданий.

 

В XII веке, в Чехии стал стремительно расцветать Романский стиль. Он представлял собой своеобразное сочетание древней культуры с новыми идеями и тенденциями. Самыми главными характерными чертами стиля, на тот момент, являлась массивность, тяжеловесность, большая толщина стен, которая обязательно должна была быть подчеркнута узкими проемами окон. Все перечисленные моменты, способны были придать облику здания особую пышность и величественность, чего собственно и хотелось видеть. Несмотря на то, что Романский стиль зародился в Германии, существовала неразрывная связь с римским искусством. 

 

В то время, когда Прага являлась одним из самых крупных городов Центральной Европы, в ней стали появляться церкви и соборы в романском стиле. Это были трехнефные сооружения. Как правило, центральный неф заканчивался полукруглой апсидой на восточной стороне. Экстерьер выделялся характерными элементами в виде массивных башен. Размеры романского храма и внутренняя планировка отвечали культурным и социальным требованиям. Храм должен был вместить большое количество людей, мирян, духовенства, знати и паломников.

 

Еще одной характерной чертой романского стиля, который использовался в то время в Чехии, были своды. Они по сей день производят огромное впечатление своей гармоничностью и привлекательностью. Демонстрируя сочетание простоты и высокого достоинства. Романский стиль прослеживался в архитектуре Чехии достаточно долго, но потом, его стал постепенно заменять готический. Связано это было с тем, что пришло время заменить тяжеловесность, неподъемность на легкость и воздушность. Как раз готика в этом и помогла. Готический стиль был  рожден во Франции и достаточно быстро получил свое распространение в странах Европы. Главными характерными чертами данного стиля являлись крестовые своды, стрельчатые арки, арочные контрфорсы, скрещивающиеся арки. Конечно, все эти элементы существовали и ранее, но теперь они приобрели новую форму, приобретя легкость и ажурность. Можно сказать, что чешский готический орнамент внес свой вклад в развитие художественной культуры.

 

Первые памятники чешского готического характера появились во второй четверти XII в. Это были памятники, которые переходили от романского стиля к готическому. Первым памятником готического стиля являлась  пражская церковь св. Барбары. Кроме этого сооружения, существовала и двухнефная синагога, которая являлась  еще одним своеобразным образцом ранней готики.  

  

Одним из наиболее значительных сооружений Чешской готики следует назвать создание собора св. Вита в Праге. Строительство его началось в 1344 году зодчим Митьяшем Аррасским, который был приглашен из Франции. Однако в 1352 году зодчий умер, успев создать алтарную часть и венка окружающих ее капелл. Далее строительство возглавлял молодой Петр Парлерж. Однако строительство было приостановлено из-за гражданских и внешних войн и ему пришлось функционировать в незавершенном виде. Однако собор все же был достроен, но это произошло только в XIX веке. Собор в завершенном виде представляет собой необычайной красоты сооружение. Внешний вид завораживает. Зритель постоянно ощущает гармоничную и ясную разумность целого. Самым главным решением в соборе является объединение в одно единство отношение внешних форм здания к его внутреннему пространству. Одной из характерных черт собора св. Вита, является сохранение настенных росписей. Интерьер собора был украшен фресками, которые со временем многократно записывались. Только сейчас ведется работа по их расчистке. Стоит отметить, что интерьер собора св. Вита, отличался от других готических храмов. В нем не было тех, мистических волнений. 

 

Архитектурный орнамент, который прослеживался в Чешской готике, имеет свое отличие.

Это особо заметно в таких сооружениях как бернардинский монастырь и базилика святого Прокопа. Они оба гармонично сочетают в себе черты готического и романского стилей. Искусство, которое появилось в самом начале зарождения готического стиля, довольно долго продолжала сохранять в своем проявлении черты романского стиля. Несмотря на массивность, громоздкость и тяжеловесность, заметно было проявление и изящества декора. Сегодня в Чехии можно встретить прекрасные трехнефные и пятенефные храмы. 

 

Готика зрелого возраста характеризуется для многих зданий стройной замкнутостью, интерьер наполнен цельностью без какого-либо деления на отдельные помещения. Примером развития готического стиля считается  церковь святой Барбары.

Архитектура: здания и сооружения Праги (12)

Соборы готического времени включают в себя некую логическую завершенность. В искусстве, подобная завершенность выступает как выражение технологических идей и образов. Этот стиль способен раскрыть абсолютно новый взгляд на красоту, мир и природу. 

 

Стоит отметить, что готический и романский стиль в архитектуре Чехии, был, прежде всего, церковным и религиозным выражением культуры. В строительстве соборов и церквей четко прослеживался внутренний мир и жизнь людей того времени. Даже самые небольшие изменения были продемонстрированы в сооружениях. То великолепное высокое достоинство, то закрытая погруженность, то светлое устремление ввысь и светлое устремление. Все эти моменты четко находили отражение в архитектуре. 

 

Посещая в наше время такую прекрасную страну как Чехия, мы можем соприкоснуться с историей, увидеть ее в разных периодах развития. Проходя мимо улиц, поражаешься, насколько разнообразны сооружения. Все они представляют собой красивые, уникальные исторические ценности, которые хочется изучать. Кроме исторической архитектуры привлекает внимание и архитектура обычных домов. Все гармонирует друг с другом, благодаря компактному размещению. Именно в Чехии, каждый домик, пусть даже самый небольшой, представляет собой  маленький шедевр.

Выбор отеля

.

Готический собор Святого Вита в Праге

Этот удивительный собор можно увидеть с разных мест в Праге. Он величественно возвышается над всем Пражским Градом и является настоящей жемчужиной европейской готики и национальной святыней Чехии.

Основные достопримечательности Праги – культурное наследие, сохранившее отпечаток эпохи

Именно здесь, в соборе святого Вита, погребены чешские короли и Пражские архиепископы.


1. Побывать в Праге и не увидеть это великолепие просто невозможно. При виде этого сооружения, заложенного еще святым Вацлавом в 925 году, захватывает дух. В то время был построен только храм-ротонда, а строительство самого собора началось в 1344 году при правлении короля Карла IV.


2. Из-за того что собор строился на протяжении 600 лет аж до 1929 года, над зданием успели поработать огромное множество архитекторов и каждый принес частичку своего в это уникальное творение архитектуры.


3. Интересно, что Петер Парлер, один из архитекторов собора Святого Вита, спроектировал и построил «Карлов мост» самый знаменитый мост Праги, на котором каждый день можно встретить тысячи туристов.


4.

Парлер начал работу над зданием собора, когда ему было 23 года, тогда он сменил умершего Маттиаса из Арраса первого архитектора, который разработал общий план строения и начал строить собор в стиле французской готики.


5. На смену Парлеру пришли его сыновья, которые уже завершали строительство южной части собора.


6. В 1419 году начались гуситские войны во время которых строительство собора прекратилось.


7. В XV веке строительство будущей святыни Чехии почти не продвинулось. К тому времени собор Святого Вита был отстроен только наполовину.


8. И только в 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства собора.


9. Заканчивал работу Краннера, после его смерти, уже архитектор Йозеф Мокер, который сконструировал западную сторону собора в классическом готическом стиле.


10. Последним архитектором великого собора был Камил Гилберт.


11. В 1920 году различные скульпторы и художники взялись за украшение собора Святого Вита. И к 1929 году все работы были закончены.


12. И вот теперь мы можем наблюдать это величественное, красивое здание в строительство которого было вложено столько сил.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *