Аничков дворец.

Среди первых зданий, построенных в XYIII веке в стиле высокого барокко, был Аничков дворец. Его возведение началось в 1741 году по проекту архитектора М.Г. Земцова на правом берегу Фонтанки, у Невской перспективы. Спустя полтора года Земцов скончался и руководство работ по сооружению дворца перешло к его бывшему ученику Г.Д. Дмитриеву, а еще через некоторое время — к Б.Ф. Растрелли, внесшему в первоначальный замысел существенные поправки. К весне 1751 года отделка дворца в основном завершилась, что позволило провести освящение его церкви. Здание было Н-образным в плане. Его центральная трехэтажная часть с большим двусветным залом соединялась крыльцом с боковыми трехэтажными флигелями, увенчанными ребристыми куполами с луковичными главками.

Основным своим фасадом дворец был обращен к Фонтанке, а не к Невской перспективе. Здесь находился парадный двор с бассейном, связанным с Фонтанкой каналом. Противоположным фасадом дворец был обращен к регулярному саду , разбитому с его западной стороны. Оба фасада украшали высокие крыльца с портиками, поддерживающими балконы.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, А.И. и И.И. Бельские и другие. Особенно тщательно был отделан интерьер церкви, занимавшей второй и третий этажи бокового флигеля, расположенного вдоль Невской перспективы. Ее трехъярусный резной иконостас , покрытый позолотой, достигал одиннадцатиметровой высоты, отличался богатством барочной орнаментики.

На протяжении десятилетий дворец неоднократно переходил от одного владельца к другому. Первым его хозяином был фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А.Г. Разумовский, президент Академии наук. В 1770-х годах усадьба стала собственностью князя Г.А. Потемкина, которому ее подарила Екатерина II. По его распоряжению многие помещения дворца подверглись переделке. Значительные изменения в облик здания внес архитектор И.Е. Старов, придавший фасадам формы, свойственные архитектуре раннего классицизма. Центр дворца украсил треугольный фронтон, над боковыми флигелями вместо фигурных луковичных завершений появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Позднее здесь разместился “Кабинет Его Императорского Величества”, ведомство, распоряжавшееся имуществом царского двора. С того времени главный фасад дворца оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году были заложены кирпичом, между корпусами остался только проезд, украшенный шестью сближенными попарно колоннами.

В начале XIX века во дворце появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Особенно интересен Белый зал, торцовые стены которого членятся парами стройных ионических колонн. До наших дней сохранился и Желтоколонный зал, также оформленный Руска.

Значительную перестройку интерьера дворца осуществил в 1817-1818 годах архитектор К.И. Росси. Церковь была устроена в верхнем этаже северного бокового флигеля и освящена во имя Святого князя Александра Невского. Ее украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Прекрасные росписи покрыли стены, декорированные пилястрами. Одновременно по проекту Росси был построен, примыкающий к дворцу дугообразный “сервизный корпус”. Зодчий существенно уменьшил размеры дворцового сада, соорудив вокруг него ограду и построив на его западной стороне два изящных одноэтажных павильона. Владельцем здания в 1817 году стал великий князь Николай Павлович. После его вступления на российский престол Аничков дворец начал официально называться “Собственным Его Императорского Величества дворцом”. Именно в это время “танцевала в Аничкове” и блистала в высшем свете жена А.С. Пушкина, красавица Наталья Николаевна.

Император Александр III сделал дворец своей резиденцией. При нем в залах разместилось крупное собрание произведений живописи, в связи с чем ряд помещений дворца заново отделал архитектор М.Е. Месмахер. В конце XIX — начале XX века дворец был резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

После революции в Аничковом дворце более 15-ти лет размещался музей старого Петербурга. Трудным для здания стал 1935 год, когда городские власти решили устроить в нем Дворец пионеров. В экстренном порядке была перестроена значительная часть помещений, разобраны своды в цокольном этаже, некоторые капитальные стены и перегородки.

Варварскому уничтожению подверглось уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. Ныне в Аничковом дворце размещается Дворец творчества юных.

Согласно одной из легенд, Елизавета Петровна с небольшой группой заговорщиков в ночь на 25 ноября ( по старому стилю) 1741 года явилась в Преображенский полк, квартировавший у Аничкова моста, заручилась его поддержкой и отсюда “начала свой поход” по Невскому проспекту, возведший ее на “отцовский престол”. Если верить легенде, Аничков дворец построен в память об этом историческом событии.

Своеобразной особенностью Аничкова дворца является его, казалось бы странное положение по отношению к Невскому проспекту. На него дворец выходит боковым торцом, что совершенно не соответствует сложившемуся статусу главной городской магистрали. Однако в первой половине XYIII века Невский проспект не играл такой исключительной роли в петербургском градостроении, в отличие от Фонтанки, на которую выходили главные фасады самых значительных дворцов и усадеб построенных на ее берегах в тогдашнем Петербурге.

 

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39, над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке. Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид. Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров. В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец, рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца. Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Исторические сведения

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову. Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев. Как рассказывает история Аничкова дворца, что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством. После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Закончил строительные работы итальянский архитектор Ф. Б. Растрелли, которому довелось корректировать боковые ризалиты, завершив их двумя куполами с многочисленными декоративными вазами.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону. Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку. Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода. К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора. Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

История периода царского времени

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского. 1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством. Мало знать, где находится Аничков дворец, чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I. Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К.

Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения. Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор. Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей. Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод.

С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Дворец Пионеров

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов. Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека. Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С.

М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло. Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков. Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад. Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец, поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, бывший императорский дворец, построенный по проекту М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева и Б. Ф. Растрелли в 1741-1753 годах. Старейшее здание на Невском проспекте. Сейчас в нем располагается Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.

Интересные факты:

Своим названием дворец обязан близлежащему мосту через реку Фонтанку, так как во всех сопроводительных строительных документах он именовался как «дворец, что у Аничкова моста». После завершения строительства название так и осталось за дворцом.

Первым владельцем Аничкова дворца стал граф А. Г. Разумовский, которому дворец подарила императрица Елизавета Петровна. Позже дворец был выкуплен в казну Екатериной II и подарен уже своему фавориту — князю Г. А. Потемкину. В конце XVIII века дворец снова вернулся в казну в качестве Кабинета Его Императорского Величества. В XIX веке дворец играл роль места жительства наследника российского престола — его поочередно занимали Николай I, Александр II и Александр III, как правило, дворец выступал подарком на свадьбу.

На момент строительства Аничкова дворца река Фонтанка играла роль границы Санкт-Петербурга и новый дворец должен был украшать собой въезд в город, поэтому своим главным фасадом он был обращен к реке, а не к заштатному на тот момент Невскому проспекту. Первый в городе каменный дворец был исполнен в барочном стиле с этажами разной высоты и обилием лепнины, каждый вход был украшен портиком с балконом, от реки к парадному входу вел специальный канал, чтобы гости могли подплывать к дворцу прямо на шлюпках, рядом был устроен регулярный сад с беседками и павильонами. Когда дворец отошел князю Потемкину, он распорядился перестроить его — в 1778–1779 годах архитектор И. Е. Старов перестроил дворец в стиле классицизма, придав ему более строгий вид, сохранив лишь украшения в виде колоннад, лепнина была демонтирована, а искусственная гавань засыпана. В конце XVIII века Джакомо Кваренги застроил свободное пространство между дворцом и рекой Фонтанкой торговыми рядами. В начале XIX века дворец еще немного преобразил К.

И. Росси, вписав его в архитектурный ансамбль нынешней площади Островского и переработав внутренние помещения.

Со стороны Невского проспекта была устроена дворцовая церковь — сначала Воскресения Христова, а потом Святого Григория Победоносца и, наконец, Святого Александра Невского. Интерьер и отделка храма несколько раз менялись вместе с общей перестройкой дворца.

Аничков дворец был популярным местом проведения балов, свадеб и музыкальных вечеров, частыми гостями в нем были писатели А. Сумароков, А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Достоевский, музыканты М. Глинка, М. Балакириев, художник А. Боголюбов.

После революции 1917 года во дворце недолго работал Музей города, а в 1937 году здесь открылся Ленинградский Дворец пионеров, сегодня переименованный в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

Аничков дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Описание дворца

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б.

Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы. На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна

Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания. Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».

Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Приобретения Александра III — картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.

Интерьеры дворца

9 марта в Городском дворце творчества юных (Аничков дворец) состоялся Городской смотр-конкурс детских хоров младшего возраста (7—10 лет).

С 11:30 до 17:00 жюри в составе профессора Санкт-Петербургской консерватории К. Никитина, председателя методического объединения дирижёров-хоровиков Т. Золотаревой, педагога по вокалу Город­ского дворца Т. Зинченко, руководителя младшей группы Хора радио и телевидения В. Марюхнич прослушали 22 детских хора.

В соответствии с конкурсными требова­ниями каждый коллектив должен был исполнить три произведения: зарубежную классику, сочинение русского композитора и народную песню.

Гардеробщикам этот день запомнился беско­нечными очередями, жюри — множеством хоров, а детям — радостным волнением и удовольствием от соб­ственного выступления и зрительских апло­дисментов.

Только к вечеру, после долгого обсуждения, стали известны результаты конкурса.

I место завоевал Средний хор под управ­лением Татьяны Садовниковой, а II место младший хор под управлением Татьяны Смекален­ковой.

Десять лучших хоровых коллективов младшего возраста получили почётное право выступить 16 марта (воскресенье) в Соборе святых апостолов Петра и Павла.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *